На пресс-конференции Владимира Путина во время саммита G20 в Осаке корреспондент ТАСС задал вопрос об интервью газете Financial Times, в котором президент РФ заявил о том, что либеральная идея «изжила себя». Корреспондент напомнил о реакции знаменитого музыканта Элтона Джона, увидевшего в интервью президента некоторое двуличие. Отвечая на вопрос, который он, по-видимому, ожидал заранее, президент заметил:
«Или вот Вы вспомнили про Элтона Джона. Я его очень уважаю, он гениальный музыкант. На самом деле он же ездит к нам, причем мы с удовольствием его все слушаем. Думаю, что он заблуждается. Я ничего здесь не передернул, у нас действительно очень ровное отношение к представителям ЛГБТ‑сообщества. Реально спокойное, абсолютно непредвзятое.
У нас есть закон, за который нас все шпыняют, — это закон о запрете пропаганды гомосексуализма среди несовершеннолетних. Но послушайте, давайте дадим человеку вырасти, стать взрослым, а потом решить, кто он такой. Оставьте детей в покое. Сейчас ведь чего только нет! Я говорил тоже в этом интервью: шесть или пять полов напридумывали — трансформеры, тран… Я не понимаю даже, что это такое, понимаете. Дай бог здоровья всем».
Оставим в стороне неуклюжую попытку Путина пошутить, сделав вид, будто он не отличает трансгендеров от трансформеров. Интереснее вопрос о том, откуда взялся повторенный президентом фейк о том, что где-то на Западе «напридумывали шесть или пять полов».
В январе 2019 года The Insider вице-спикер Госдумы Петр Толстой утверждал, что ПАСЕ якобы рекомендовала России при формировании делегации разделить потенциальных участников на шесть полов. Издеваясь над дошедшей до абсурда европейской политкорректностью, Толстой говорил: «Для нас эта сфера еще не до конца изучена, и мы будем всячески изучать передовой европейский опыт».
Позже он признал, что требования о шести полах никогда не было, и попытался списать «ошибку» на терминологическую путаницу, не переставая при этом насмехаться: «Допустил грубейшую ошибку о числе полов. Каюсь. Их, конечно, не шесть, а всего два — мужской и женский. Все остальные индивиды — это „недопредставленные полы“, гендеры, как раз о них и идет речь в письме ПАСЕ: „Как минимум, один член парламента недопредставленного пола назначается представителем в делегации“. Осталось выяснить, где его взять».
Как выяснилось, в действительности ПАСЕ рекомендовала всего лишь соблюдать в составе делегации то же соотношение полов, которое существует в выдвинувшем делегацию парламенте. Под «недопредставленным» полом подразумевался тот, который в парламенте находится в меньшинстве.
Можно предположить, что говоря о шести полах, Путин вспомнил давно дезавуированное заявление Толстого. Но откуда эта мысль могла прийти в голову вице-спикеру Думы, если ни в каких рекомендациях ПАСЕ ничего похожего не было? Версию о том, что за количество полов при переводе приняли номер статьи Процедурного кодекса ПАСЕ, ссылка на которую содержится в рекомендации, отбросим как издевательскую по отношению к интеллектуальному уровню вице-спикера.
Начнем с того, что президент (возможно, ненамеренно) смешал понятия пола и гендера. Пол — это чисто биологическая характеристика, их бывает только два, а гендер — социокультурный феномен, по выражению американского исследователя Роберта Столлера, «социально детерминированные роли, идентичности и сферы деятельности мужчин и женщин, зависящие не от биологических половых различий». Вариантов таких ролей действительно больше двух.
Но ни ученые, ни чиновники «либерального Запада» никогда не составляли списка из 6 (или 5) разновидностей гендерной идентичности. Возможно, единственное, что сделано официальными органами в этом направлении, — это решение Федерального конституционного суда Германии признать право граждан указывать в документах «третий пол», то есть ни мужской, ни женский.
Однако источник, говорящий о шести вариантах гендерной идентичности, все же существует, только он не имеет никакого отношения к новомодным западным веяниям, связанных с идеологией либерализма. Это классические иудейские религиозные тексты — Мишна и Талмуд. Как указывает американский раввин Эллиот Кукла, который сам в свое время перенес операцию по смене пола, в этих источниках упоминаются такие шесть гендерных разновидностей: захар — мужчина, некева — женщина, андрогин — человек, обладающий признаками обоих полов, тумтум — человек с неопределенными или неясными половыми характеристиками, айлонит — человек, родившийся девочкой и обнаруживший мужские характеристики в процессе взросления, сарис — обратный случай, человек, родившийся мальчиком и в процессе взросления обнаруживший женские характеристики. Каждый из этих терминов встречается в Мишне и Талмуде сотни раз; для всех этих людей установлены специфические правила соблюдения религиозных обрядов.
Каким образом эта древнеиудейская концепция в сознании Петра Толстого трансформировалась в рекомендации ПАСЕ, остается загадкой, как и то, откуда идею шести гендерных разновидностей почерпнул Путин — непосредственно из иудейских источников или через посредничество вице-спикера Госдумы.
Правда, президент был не вполне уверен, сколько все же на «либеральном Западе» полов — шесть или пять. Идея о пяти полах, скорее всего, восходит к классике юмористической фантастики — «Звездным дневникам Ийона Тихого» Станислава Лема. В этой повести католический миссионер, путешествующий по дальнему космосу, жалуется:
«Пятиронцы, обитатели горячей Антилены, которые мерзнут уже при шестистах градусах по Цельсию, даже слышать не хотят о рае, зато описания ада пробуждают в них живейший интерес в связи с удобствами (кипящая смола, пламя), которые там имеются. Кроме того, совершенно неизвестно кто из пятиронцев может принимать священный сан, поскольку у них различается пять полов; это непростая проблема для богословов».
Если же говорить о количестве гендерных вариантов, о которых вообще кто-либо когда-либо говорил на Западе, то их насчитывается куда больше шести. Так, в феврале 2014 года американский журнал Slate сообщил о решении Facebook дать пользователям возможность выбирать в своем профиле не из двух, а из 58 вариантов гендерной идентификации. Правда, некоторые из позиций в списке Slate явно дублируют друг друга, например, Cis Male, Cis Man, Cisgender Male и Cisgender Man означают одно и то же — обычного мужчину, желающего подчеркнуть, что он не трансгендер.