Темы расследованийFakespertsПодписаться на еженедельную Email-рассылку
Антифейк

Фейк РИА «Новости»: из-за войны в Украине Запад «отменяет» русскую культуру

На сайте РИА «Новости» опубликована статья обозревателя Елены Караевой под заголовком «Запад „отменяет” русскую культуру». В статье говорится:

«Маэстро Гергиев снят с должности главного дирижера Мюнхенского оркестра бургомистром столицы Баварии.
Спустя несколько часов имя примадонны Нетребко было вымарано из мартовских афиш Ла Скала.
Миланский театр сообщил, что одна из лучших сопрано в мире „больна”.
Звезда оперной сцены тут же ответила: „Я здорова, но не приеду”.
Таким образом, после того как Россию попытались отменить экономически, вводя рестрикции, а затем и политически, приклеивая на нее ярлык „агрессора”, а также „душителя свобод и прогресса”, сегодня в повестке новая, но, наверное, самая непростая задача: Россию будут изгонять из пространства всемирной культуры, отменяя последовательно концерты наших музыкантов, переставая организовывать выставки российских художников и даже показывая наманикюренным пальчиком в сторону русской литературы, мол, там еще остались те, кто воспевает „имперский дух”, и называя в числе таких воспевателей Льва Толстого и его „Войну и мир”.
Как бы абсурдно ни звучали нынешние лозунги, как бы чудовищно ни выглядели современные геростраты-атлантисты, их интенции сегодня абсолютно прозрачны: нам (при их финансовой помощи тем, кто историю переписывает) отныне будет отказано в нашем же наследии.
Наследие — это наша культура. От новгородских берестяных грамот до Первого концерта Чайковского, от сделанного первопечатником Иваном Федоровым до эмальерного искусства Карла Фаберже, до сих пор, кстати, никем и нигде не превзойденного.
Старт отмены русской культуры уже дан, свисток уже прозвучал, и действия уже совершены.
Нью-йоркский Карнеги-холл отменил участие в концертах Валерия Гергиева, который должен был встать к дирижерскому пульту Венского филармонического оркестра. Имя пианиста Дениса Мацуева из афиши тоже вычеркнули.
Причина названа не была, но пресса, в том числе и „Нью-Йорк таймс”, озвучила опасения руководства знаменитого концертного зала, как и совета попечителей Карнеги-холла, что «участие маэстро Гергиева в концертах в такой ситуации может быть неверно истолковано и обществу может быть послан неверный (sic!) сигнал”.
Придирчивое чтение приводит к следующему выводу: судя по глухим намекам, от известного всему миру дирижера потребовали публично прояснить свою позицию в свете последних событий, касающихся российско-украинского кризиса.
Можно предположить, что примерно то же самое было предложено сделать и знаменитому пианисту Мацуеву.
Судя по реакции и по тому, как быстро была найдена замена маэстро Гергиеву, в его и Мацуева ответах никто в Нью-Йорке не сомневался».

Фантазии о Льве Толстом как певце российского империализма оставим на совести обозревателя РИА. А вот «глухие намеки» о предложении, якобы сделанном Мацуеву, опроверг он сам, причем задолго до появления статьи Караевой. Еще 25 февраля ТАСС писал:

«Концертный зал „Карнеги-холл” в Нью-Йорке и народный артист России Денис Мацуев совместно приняли решение об отмене выступления музыканта в концерте в пятницу. Об этом пианист сообщил ТАСС. <…>
„Это наше совместное решение о том, чтобы перенести концерт в нынешних обстоятельствах”, — сказал Мацуев.
Пианист подчеркнул, что никакого ультиматума российским музыкантам не выдвигалось. „Это выдержанное решение”, — подчеркнул он».

«Отмена русской культуры» в Ла Скала в действительности выглядит так: в «Пиковой даме» на место Гергиева за дирижерским пультом встанет другой россиянин, его ассистент Тимур Зангиев, который и провел все репетиции спектакля, кроме генеральной (маэстро Гергиев обычно доверяет весь репетиционный процесс ассистентам). Главные партии исполняют российские певцы: Нажмиддин Мавлянов (гражданин Узбекистана и России), Елена Гусева, Роман Бурденко, Алексей Марков, Елена Максимова, Юлия Герцева.

Другой всемирно знаменитый российский дирижер Владимир Юровский в марте дает концерты в Мюнхене, Брюсселе, Инсбруке, Вене. Прославленный оперный бас Ильдар Абдразаков поет в спектакле Цюрихской оперы «Итальянка в Алжире», а затем в «Тоске» в Неаполе и «Борисе Годунове» в Вене. Оперная звезда Аида Гарифуллина в марте выступает в «Травиате» в Гамбурге, а в апреле — в «Свадьбе Фигаро» в Нью-Йорке. Так что вся «отмена», в сущности, сводится к истории с Гергиевым, который после своих многочисленных высказываний в поддержку Владимира Путина и концерта в завоеванной Пальмире в Сирии воспринимается на Западе как одиозная фигура.

Что же касается Анны Нетребко, то отмена ее участия в спектакле «Адриенна Лекуврер» в Ла Скала — ее собственное решение. Она не приехала на репетиции оперы, премьера которой намечена на 4 марта (вместо нее будет петь итальянка Мария Агреста). Возможно, таким образом она решила поддержать Гергиева; в Instagram, высказавшись против войны, она добавила:

«… Заставлять любых артистов и любых общественных деятелей высказывать публично свои политические взгляды и осуждать свою Родину — это неприемлемо! Это должен быть свободный выбор каждого».

Театр, пытаясь избежать скандала, объяснил ее отсутствие состоянием здоровья, на что она и ответила «я здорова, но не приеду». При этом муж Нетребко, азербайджанский тенор Юсиф Эйвазов, в спектакле участвует. По поводу утверждений о том, что ее якобы отстранили от спектаклей, Нетребко написала:

«Пожалуйста не несите ерунду! И так тошно! Никто меня не увольнял из Ла Скала — я сама туда не поехала — потому что выступать в данный момент не считаю нужным!»

Нетребко также отказалась от участия в спектакле Цюрихской оперы «Макбет».

Впрочем, руководитель Баварской государственной оперы Серж Дорни действительно написал в Twitter, что разрывает контракты с Гергиевым и Нетребко из-за того, что те «не дистанцировались существенным образом от чудовищной агрессивной войны России против Украины». Возможно, на его решение повлияло то, что в 2014 году Нетребко публично поддержала самопровозглашенные «народные республики» Донбасса и позировала с флагом несостоявшейся «Новороссии».