Война с Украиной пошла не по плану, и теперь российской пропаганде приходится буквально на ходу придумывать объяснения, ради чего, собственно, надо было ввязываться в военную авантюру, которая уже привела к беспрецедентному санкционному давлению и де-факто изоляции со стороны Запада, а в недалеком будущем грозит тяжелейшим социально-экономическим кризисом. Поскольку никакой подготовительной работы с общественным мнением не проводилось, требуется задним числом выдвинуть достаточно убедительные версии, оправдывающие сопряженное с тяжелыми потерями в живой силе и технике вторжение Вооруженных сил РФ в соседнюю страну и неизбирательные ракетно-бомбовые удары по жилым домам, школам и больницам. The Insider разоблачает пять самых популярных официальных версий необходимости во что бы то ни стало напасть на Украину.
Защита жителей Донбасса
Владимир Путин называл главной причиной для начала войны, или, говоря на милитаристском новоязе, «специальной военной операции», защиту жителей Донбасса от геноцида:
Мною принято решение о проведении специальной военной операции. Её цель — защита людей, которые на протяжении восьми лет подвергаются издевательствам, геноциду со стороны киевского режима.
То же самое президент повторил и творчески развил после того, как стремительная силовая спецоперация по смене власти в Киеве провалилась и впереди замаячила перспектива затяжной войны:
Люди в Донбассе – это не бродячие собаки. От 13 до 14 тысяч человек убили за это время, за эти годы, более 500 детей убиты или искалечены. Но что особенно нетерпимо – это то, что этот так называемый цивилизованный Запад предпочитает этого не замечать все эти годы. Послушайте, восемь лет!
Опровергнуть этот тезис не так сложно.
Во-первых, геноцид имеет довольно четкое определение (Статья II Конвенции ООН о предупреждении преступления геноцида и наказании за него) и действия украинских властей в ходе внутреннего гражданского конфликта не очень в него вписываются.
На третий день после вторжения Украина подала иск в Международный суд ООН в Гааге, обвинив Россию в искажении понятия «геноцид» с целью найти повод для военной агрессии. Российская сторона в ответ предоставила свою письменную позицию.
В документе сказано, что Конвенция ООН о геноциде не регулирует вопросы применения силы и потому не может служить обоснованием для нее, а президент Путин использовал термин «геноцид» в своем выступлении не в определении Конвенции, а основываясь на международном обычае или национальном законодательстве (хотя во всех перечисленных источниках права «геноцид» определяется одинаково, см. подробнее в обзоре главы международной практики «Агоры» Кирилла Коротеева).
Иными словами, аргумент о геноциде жителей Донбасса как о причине военной операции ВС РФ в Украине юридически безупречно опровергнут, причем самой Россией.
Во-вторых, ООН действительно считает жертвами боестолкновений в Донбассе с 14 апреля 2014 года по 31 декабря 2021 года от 14 200 до 14 400 человек, но — с обеих сторон!
Гражданских лиц из них всего 3 404 (включая 298 пассажиров и членов экипажа сбитого над Донбассом боинга «Малайзийских авиалиний»; международное следствие считает, что ракету по самолету выпустили из ЗРК «Бук» 53-й зенитной ракетной бригады ВС РФ), еще 4 400 погибших приходится на украинских силовиков и 6 500 — на вооруженные формирования сепаратистов.
Важный нюанс: мирных жителей все это время убивали не только в ДНР и ЛНР, но и на территориях Донецкой и Луганской областей, подконтрольных Киеву.
Вопрос «где вы были 8 лет?» Владимиру Путину стоит задать самому себе, потому что 90% мирных жителей Донбасса погибли как раз 7-8 лет назад, в 2014-2015 годах, когда именно Россия всячески поддерживала кровопролитие поставками вооружений и отправкой «добровольцев» и военных советников самопровозглашенным сепаратистским образованиям.
Количество убитых гражданских в зоне конфликта неуклонно снижалось все последние годы и только упав до абсолютного минимума настолько взволновало российского лидера, что безотлагательно потребовалось высадить десант рядом с Киевом.
Наконец, в-третьих, даже если согласиться с путинским пониманием статистики по жертвам, остается неясным, какую ответственность за мнимый геноцид в Донбассе несут обычные и, что немаловажно, русскоязычные люди из Мариуполя и Харькова? За что на них сыпятся ракеты и снаряды?
После нападения российских войск в Украине, по данным ООН, погибли почти 636 мирных жителей, в том числе 122 человека в подконтрольных Киеву районах Донецкой и Луганской областей и 26 на территории ДНР и ЛНР. Убиты как минимум 90 детей, более 100 получили ранения. Количество беженцев и внутренне перемещенных лиц приближается к 5 млн человек.
Неужели именно так выглядит борьба с геноцидом?
Превентивный удар
Напасть на Украину надо было, чтобы Украина не напала первой. Из высокопоставленных чиновников эту точку зрения доходчивее всего изложил председатель Госдумы Вячеслав Володин:
Если бы не началась операция, буквально, то на следующий день началась бы операция со стороны НАТО, но только руками бандеровцев, неонацистов Украины. Мы успели, а это значит, спасли сотни тысяч жизней.
Глава так называемой ДНР Денис Пушилин позже представил железобетонные, на его взгляд, доказательства наступательных планов ВСУ — ноутбук с натовской маркировкой и карту Крыма:
По данным нашей разведки и показаниям украинской пленных, наступательная операция должна была начаться 8 марта этого, текущего, года. Факты указывают на то, что планировалось единовременное вторжение как на территорию республик Донбасса, так и в Российскую Федерацию, в Крым.
По словам белорусского президента Александра Лукашенко, украинцы одновременно собирались развязать агрессию и против его страны:
Если бы за шесть часов не был нанесен превентивный удар по позициям, четыре позиции, я сейчас покажу карту, они бы атаковали наши войска, Белоруссии и России, которые были на учениях.
Если суммировать все эти заявления, то получается, что украинская армия намеревалась напасть сразу на Крым, Донбасс и Беларусь как раз к моменту сосредоточения на своих границах гигантской группировки войск РФ численностью 200 000 человек. Честно говоря, невозможно представить более самоубийственную и нелепую концепцию военного вторжения.
Поэтому утверждения в духе «целью военной операции в Украине является предотвращение войны», сделанные, в частности, министром иностранных дел Сергеем Лавровым, справедливо воспринимаются в мире как откровенное издевательство над здравым смыслом.
Ядерная угроза
Накануне войны в Кремле внезапно озаботились проблемой потенциального обретения Украиной ядерного оружия:
Уже прозвучали заявления о том, что Украина собирается создать собственное ядерное оружие, и это не пустая бравада. Украина действительно располагает ещё советскими ядерными технологиями и средствами доставки такого оружия.
Поводом послужило выступление президента Украины Владимира Зеленского на Мюнхенской конференции по безопасности, где он намекнул на выход из Будапештского меморандума.
Меморандум, заключенный в 1994 году, гарантировал территориальную целостность украинского государства в обмен на передачу Киевом советского ядерного арсенала российской стороне, но после захвата Крыма одним из гарантов соглашения, Россией, утратил смысл.
Справедливости ради, Зеленский ни словом не обмолвился о желании обзавестись ядерным оружием. Более того, нет и не было признаков каких-либо практических шагов в этом направлении. Ни Россия ни другие страны никогда не высказывали соответствующих озабоченностей и не выносили их на рассмотрение уполномоченных площадок: Международной организации по атомной энергии (МАГАТЭ) или ООН.
Тем удивительнее, что российские государственные информагентства в разгар боевых действий распространили информацию о проводимой Украиной тайной ядерной программе, до успеха которой якобы оставались считанные месяцы.
Со ссылкой на неназванного представителя «одного из компетентных ведомств» ТАСС и РИА «Новости» рассказали, что украинские власти с 1994 года при помощи США вели НИОКР по созданию ядерного оружия.
Столь серьезные обвинения выглядят крайне сомнительными. Украина бесспорно располагает развитой гражданской инфраструктурой атомной промышленности. Также там со времен СССР сохранялась производственная база по выпуску ракет-носителей. Но, по экспертным оценкам, Киеву просто неоткуда было взять достаточный объём расщепляющихся материалов оружейного качества.
Также маловероятно, что кто-то на Западе приветствовал бы или тем более содействовал усилиям по нарушению режима ядерного нераспространения. Тем более, что США сделали все зависящее от себя, чтобы лишить Украину ядерного статуса в начале 1990-х. Американцы тогда вмешались в застопорившиеся двусторонние российско-украинские переговоры и фактически оплатили денуклеаризацию страны в интересах Москвы.
Военно-биологическая угроза
Минобороны РФ взяло на себя нелегкую ношу разоблачения еще одной программы по созданию оружия массового уничтожения (ОМУ) на территории Украины — на этот раз, биологического (и опять при участии США).
Ведомство разместило в открытом доступе переданные из украинских биолабораторий документы, а в провластных СМИ появились публикации о разработке ДНК-оружия, убивающего исключительно славян.
Начальник войск радиационной, химической и биологической защиты ВС РФ Игорь Кириллов поделился на брифинге совершенно сенсационной информацией о боевых агентах, способных поражать отдельные этнические группы:
Имеющиеся документы подтверждают многочисленные случаи передачи биологических образцов украинских граждан за рубеж <...> С высокой долей вероятности можно говорить о том, что одной из задач США и их союзников является создание биоагентов, способных избирательно поражать различные этнические группы населения.
Настолько беззастенчивая ложь не могла пройти мимо научного сообщества.
Выпускники биологических факультетов российских вузов написали открытое письмо, в котором указали не только на отсутствие в представленной министерством документации следов военно-биологических работ, но и свидетельств изучения особо опасных патогенов.
Группа ученых из Беларуси, Франции, России и Швеции камня на камне не оставила от обвинений Минобороны (см. полный разбор здесь), охарактеризовав их как «ничем не обоснованный антинаучный бред сивой кобылы».
Защита от гей-парадов
Самое оригинальное, но несколько путанное обоснование необходимости напасть на Украину прозвучало от патриарха Московского и Всея Руси Кирилла:
Восемь лет идут попытки уничтожить то, что существует на Донбассе. А на Донбассе существует неприятие, принципиальное неприятие так называемых ценностей, которые сегодня предлагаются теми, кто претендует на мировую власть. Сегодня есть такой тест на лояльность этой власти, некий пропуск в тот счастливый мир, мир избыточного потребления, мир видимой свободы. А знаете, что это за тест? Тест очень простой и одновременно ужасный. Это гей-парад!
Трудно понять, как именно крылатые ракеты, выпущенные по украинским городам, помогут жителям Донбасса защититься от гей-парадов? Насколько война в целом отвечает христианскому вероучению? И какое отношение погибшие в результате обстрелов женщины и дети в Мариуполе, Киеве и Харькове имеют к ценностям избыточного потребления и видимой свободы?
Вряд ли мы услышим ответы на эти вопросы от самого патриарха. Кажется, в нынешней России даже библейская заповедь «не убий» приравнена к опасной крамоле и экстремизму.
Autozak Live
Что в итоге
Кремлевская пропаганда пытается убедить нас, что Украина восемь лет вела геноцид, вынашивала планы напасть разом на Донбасс, Россию и Беларусь, разрабатывала одновременно ядерное и биологическое оружие и всё это ради гей-парадов в Донецке и Луганске.
На какую аудиторию рассчитаны все эти версии, сказать сложно.
Но зачем же Владимир Путин начал эту войну? Никто не объяснит этого лучше него самого:
В условиях каких‑то боевых действий… олигархической власти всегда легче продолжать политику, направленную на ограбление своего собственного народа и своего государства. Это тот случай, когда и у нас, и на Украине описывается несколькими словами: кому война, а кому мать родна.
Всегда войной легче прикрыть свои провалы в экономической и в социальной политике.