Темы расследованийFakespertsПодписаться на еженедельную Email-рассылку
Антифейк

Фейк: Беженец из Сирии с 4 женами и 23 детьми получил в Германии 360 тысяч евро пособия

«Беженец из Сирии с четырьмя женами и 23 детьми получил пособий на 360 тысяч евро» — новости с такими заголовками появились во множестве кремлевских СМИ. В том числе эта «новость» подробно освещалась на «Первом канале» в том же выпуске, где рассказывалось, как Верховный суд Австрии якобы оправдал иракского мигранта, изнасиловавшего 10-летнего ребенка. (Как уже писал The Insider, история о мигранте оказалась неправдой. После появления публикации The Insider, сюжет был удален с сайта «Первого канала», но в кэше Google он сохранился).

«Сострадание к мигрантам доходит до абсурда», — говорилось также в сюжете. За этим следовал пример:

Беженец из Сирии смог устроиться в Германии с личным гаремом и получить пособие мечты — 360 тысяч евро. Европейские законы, по сути, подогнали под некого Газла — это имя. У него четыре жены: одну так и записали женой, еще трех провели по документам как «подруг». На всех 23 ребенка. Газла принципиально не работает. Ему нужно быть с семьей, чтобы сохранить совет да любовь. Немецкие власти выдают это за положительный пример адаптации. В британских газетах читается сарказм: «Возмутительно. Сирийский беженец с четырьмя женами, двадцатью тремя детьми и ежегодным пособием в 320 тысяч фунтов».

При этом в эфире демонстрировалась статья из газеты Sun, которая, очевидно, послужила для телеканала источником сведений о случае. О ситуации также сообщалось в немецкоязычной, а затем в англоязычной версии российского государственного канала Sputnik News.

7-pantsonfireПрактически все в этом сообщении — неправда. Беженец не получал такого пособия, его зовут иначе, он не отказывался работать и никакие законы под него не подгоняли.

Материал о беженце из Сирии первоначально появился в германской газете Rhein-Zeitung в августе этого года. В октябре к теме обратился журнал Bild. Позднее появилась публикация в газете Sun, которая ссылалась на оба этих издания, а затем — в Sputnik Deutschland.

О пособии

Первый канал умалчивает, что суммы социальной помощи, которые получал названный в репортаже человек, достоверно не известны и никем не были подтверждены (и это признает Sun). Цифра 360 000 евро представляет собой оценку одним специалистом по финансам (не являющимся признанным экспертом) годового объема социального обеспечения (как в денежной, так и в неденежной форме) для семьи, состоящей из 23 детей и 5 взрослых:

     
        
    
        

О «подгонке» европейских законов под чужие нормы

Вопреки заявлению о том, что европейские законы «по сути, подогнали» под данную семью, в оригинальной публикации Rhein-Zeitung приводятся примеры того, как героям публикации пришлось подчиниться германским законам и адаптироваться под местную действительность.

Слова «еще трех [жен] провели по документам как подруг» в репортаже «Первого канала» указывает на то, что будто бы был найден способ обойти закон и обеспечить общность семьи — несмотря на невозможность назвать остальных женщин женами. В действительности же лишь одна жена вместе и ее дети были отнесены к «социальной общности с едиными потребностями» (Bedarfsgemeinschaft), то есть признаны имеющими общие нужды с точки зрения социального обеспечения. Остальные, согласно публикации Bild, действительно «официально просто „подруги“» — к их неудовольствию, их самих и их детей не признали членами той же семьи. Власти расселили их в разных муниципалитетах.

Местный чиновник и правда говорил об успешно идущей интеграции этой семьи — но вместе с тем признавал данный случай одним из самых сложных. Об успехе шла речь потому, в частности, что получилось разъяснить семье требования законодательства о получении образования всеми детьми, и сирийцы этим требованиям подчинились. (Первоначально подросшие сыновья пытались препятствовать посещению школы их младшими сестрами). А младшие дети и вовсе быстро восприняли общепринятый порядок жизни.

О принципиальном отказе главы семьи работать

Согласно материалу Bild, семья живёт на пособие, а глава семьи всё своё время проводит в разъездах, поскольку старается уделять достаточное внимание всем своими женам и детям. Однако же он заявляет: «Я рад был бы снова найти работу», и это упоминает Sun в статье, на которую сослался Первый канал.

Особо отметим, что имя беженца было изменено работниками «Первого канала» с Газиа (Ghazia) на Газла и произнесено в эфире с ударением на последнем слоге. Зачем? Для того чтобы пошутить насчет «некоего Газлá» и добавить — «это имя».