Темы расследованийFakespertsПодписаться на еженедельную Email-рассылку
Новости

Завершены следственные действия по делу журналиста Ивана Сафронова, обвиняемого в госизмене

The Insider

Следователи ФСБ завершили сбор доказательств по уголовному делу о государственной измене, возбужденному в отношении журналиста Ивана Сафронова, сообщил источник «Интерфакса».

«В настоящее время обвиняемый и адвокаты приступили к ознакомлению с материалами», - добавил собеседник агентства. На сбор доказательств по делу ушло почти полтора года. Все это время журналист провел в СИЗО.

31 октября один из адвокатов журналиста Дмитрий Талантов сообщил, что обжаловал в суде как нарушающий конституционное право на защиту запрет следователя делать какие-либо записи при изучении материалов дела.

«Вправе ли я, знакомясь с такими материалами, фиксировать в «не секретную», не отбираемую следователем, часть своего адвокатского производства свои мысли, позицию, планы? При условии, что они даже близко не касаются секретной фактологии. Ну, например, записать: «Изучить вопрос поручения производства конкретному эксперту при назначении экспертизы учреждению». Разумеется - да. Поскольку тут гостайной и не пахнет», - написал защитник.

По словам адвоката, на практике следователь «просто не дает ему взять в руку ручку и листок». «А если я все-таки делаю самую безобидную запись — (следователь) вырывает лист и приобщает его к «секретной» тетради, которую запирает в сейф», - добавил Талантов.

Он также отметил, что «только материалы секретных экспертиз превышают 1000 листов».

Сафронову, в настоящее время остающемуся в должности советника главы «Роскосмоса», предъявлено обвинение в государственной измене. Он был задержан 7 июля 2020 года и по решению суда отправлен под арест.

Как заявляли адвокаты Сафронова сразу после его задержания, следствие считает, что журналист в 2012 году был завербован представителем чешской спецслужбы, которому в 2017 году передал секретную информацию, связанную с военно-техническим сотрудничеством России в странах Африки и действиями Вооруженных сил РФ на Ближнем Востоке. Конечным получателем секретных сведений, по мнению следствия, были США.

Сафронов не признает вину и считает, что уголовное дело связано с его журналистской деятельностью. В свою очередь, президент РФ Владимир Путин заявлял, что преследование Сафронова не связано с его работой в СМИ.

До прихода в «Роскосмос» Сафронов был корреспондентом в газетах «Коммерсантъ» и «Ведомости», специализировался, в частности, на теме оборонно-промышленного комплекса и космической отрасли.

Следователи почти год не дают Сафронову общаться с матерью, ссылаясь на то, что она проходит свидетелем по его уголовному делу. В октябре 2020 года следователь Александр Чабан не разрешил Сафронову позвонить маме в ее день рождения, мотивировав это тем, что разговор «может быть использован обвиняемым для скрытого обмена информацией» или выполнения заданий иностранной спецслужбы, подрывающих безопасность России. Позже журналисту также не разрешили поговорить по телефону с 12-летней племянницей. Затем ему запретили вести переписку с родственниками и адвокатами.

Следователь склонял Сафронова к признанию вины в обмен на звонок матери. От сделки Сафронов отказался. «Следователь знает, как важно для Ивана общение с мамой, потому что до ареста он звонил маме 4-5 раз каждый день. Я не знаю никого, кто так часто общался бы со своими родителями», — рассказывал адвокат Дмитрий Катчев.

Адвоката Ивана Павлова, представляющего интересы Ивана Сафронова, в апреле задержали по обвинению в разглашении данных предварительного расследования по делу Сафронова. В качестве меры пресечения Павлову назначили запрет определенных действий: ему нельзя общаться со свидетелями по его делу, пользоваться интернетом и телефоном.

В конце июля Ивана Сафронова допросили как свидетеля по делу Павлова, после чего они лишились возможности общаться друг с другом. Павлов при этом остался представителем Сафронова.

В сентябре Павлов уехал из России, а в конце октября правоохранительные органы РФ объявили его в розыск.