Темы расследованийFakespertsПодписаться на еженедельную Email-рассылку
Новости

Решение проблемы слишком сильного рубля обойдется России в $5 млрд в месяц

The Insider

Решение проблемы слишком сильного рубля обойдется бюджету в миллиарды долларов — к такому выводу пришли опрошенные «Ведомостями» эксперты. Сложнее всего будет выбрать валюты, через которые власти смогут осуществлять валютные интервенции.

Старший экономист банка «Открытие» Максим Петроневич оценивает расходы на резкое снижение рубля примерно в $3–5 млрд, или 159–265 млрд рублей в месяц по текущему курсу. Такие расходы помогли бы вернуть курс доллара в диапазон 60–70 рублей. Наращивание интервенций до $20–25 млрд в квартал, по оценкам главного аналитика Промсвязьбанка (ПСБ) Дениса Попова, помогло бы обвалить рубль и удерживать курс в коридоре 70–75 за доллар.

А вот главный аналитик Совкомбанка Михаил Васильев не верит, что интервенции смогут сильно изменить динамику курса до восстановления импорта в Россию. По его оценкам, из-за высоких цен на энергоносители Россия получает примерно $0,5–1 млрд валюты в день, то есть около $15–30 млрд в месяц, и чтобы перебороть этот поток валюты, расходы на ослабления рубля должны быть примерно идентичными.

Среди наиболее перспективных валют для интервенций и сбережений эксперты называли китайский юань, казахстанский тенге, гонконгский доллар, турецкую лиру, белорусский рубль, южноафриканский рэнд и армянский драм. Проблема в том, что реальными «резервными» свойствами среди этих валют обладает только китайский юань, остальные же подвержены высокой волатильности и не очень подходят для формирования резервов.

О желании провести масштабные валютные интервенции с помощью возобновления работы бюджетного правила ранее сообщил министр финансов Антон Силуанов. Власти опасаются проводить интервенции через доллар и евро напрямую, поэтому намерены делать это через скупку валют «дружественных» стран. Глава ЦБ Эльвира Набиуллина идею поддержала, но призвала тщательно выбирать валюты вместо долларов и евро. Против идеи пока выступает глава Минэкономразвития Максим Решетников: он настаивает, что точно оценить необходимые объемы интервенций невозможно, а риски потерять средства для стимулирования экономики слишком серьезные.