Темы расследованийFakespertsПодписаться на еженедельную Email-рассылку
Новости

«Ведомости»: Российские власти оказались на экономическом перепутье

The Insider

Российское правительство и Банк России столкнулись со сложным выбором условий дальнейшего экономического развития России. Власти рассматривают два варианта экономической трансформации страны: с помощью наращивания государственных расходов или с опорой на инициативу и частный капитал. Об этом пишут «Ведомости» со ссылкой на совместную презентацию Минфина и Центробанка, которая была представлена в правительстве 30 августа.

Вариант экономического развития с помощью наращивания государственных расходов сопряжен с высокими рисками быстрого исчерпания ресурсов и подрыва устойчивости ключевых отраслей экономики вкупе с ростом налоговой нагрузки на бизнес и население. Нарастить расходы власти могут с помощью двух источников — бюджета и резервов, а именно Фонда национального благосостояния (ФНБ).

Для того чтобы нарастить расходы с помощью бюджета, правительству придется искать новые источники пополнения бюджета, а именно — повышать имеющиеся и вводить новые налоги, в противном случае дефицит бюджета в ближайшие годы будет существенно расти. Активное использование ФНБ для стимулирования экономики носит ограниченный характер, так как при таком сценарии российские резервы могут исчерпаться еще даже до 2024 года — то есть всего за год-полтора. Более того, объемы российских резервов в условиях санкций не так велики, чтобы удовлетворить все заявки госкомпаний и ведомств, которые могли бы стимулировать экономический рост.

Более того, использование резервов для стимулирования экономического роста приведет к отмене бюджетного правила — самого механизма накопления резервов, а также обсуждаемого способа опустить слишком укрепившийся курс российской валюты, который вредит экономике. На обвал рубля российские власти были готовы потратить до $70 млрд, которые планировалось взять из тех же источников, что и деньги для стимулирования экономики.

Второй путь для российской экономики сопряжен с теми атрибутами, от которых власти долгое время отнекивались: с развитием малого бизнеса, привлечением частного финансирования и инвестиций. При этом сами власти признают, что убедить бизнес в инвестиционной привлекательности российской экономики в нынешних условиях — «неочевидная задача». В презентации говорится, что для возвращения доверия бизнеса необходимо провести «настройки инвестиционного климата и финансового рынка», а также создать стимулы с использованием господдержки.

«Это более сложный, но верный подход», — признают сами власти.

Некоторые источники издания в правительстве целенаправленно открещиваются от позиции Минфина и ЦБ, утверждая, что якобы имеются и другие возможности развития российской экономики, в частности, с опорой на экспортные отрасли, которые в нынешних условиях получают сверхдоходы. При этом в Минэке согласились, что развитие российской экономики уже в ближайшем будущем должно зависеть не от государственного сектора, а от частного. В министерстве подчеркнули растущую роль фондового рынка, который должен послужить драйвером роста и источником инвестиций.

Для наращивания этого инструмента финансовая сфера (в первую очередь банки) должна получить источник «длинных денег» — застрахованные вклады, пенсионные накопления и страховые ресурсы. При таком условии у экономки появится новый источник долгосрочных инвестиций, утверждает Минэк. Однако российские власти уже имеют опыт экстренного привлечения частного или квазичастного капитала для финансирования дефицита бюджета и инвестиционных проектов. Наиболее релевантный пример — повышенное налогообложение «нахлобучивших бюджет» российских металлургов, которым повысили налоги в 2021 году в связи с благоприятной рыночной конъюнктурой.

Автор идеи — первый вице-премьер Андрей Белоусов — в 2021 году утверждал, что аналогичные методы могут использовать и в будущем. Чиновник требовал увеличить налоги для бизнеса, который не тратится на инвестиции, речь шла о росте нагрузки на 3–4%. Частично эта идея уже воплощена в изъятии сверхдоходов у «Газпрома» через одноразовое повышение налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ), что привело к обвалу акций «Газпрома» и всего российского фондового рынка.

Эксперты сходятся в том, что в чистом виде ни один из рассматриваемых ЦБ и Минфином вариантов не будет использован, аналитики ожидают гибридных методов решения проблемы. Причем простых решений у российских властей не осталось: при наращивании расходов придется качественно улучшать систему мониторинга исполнения проектов, вводить дополнительные параметры качества государственного управления, когда эффективность работы чиновников будет прямо зависеть от исполнения инвестируемого проекта. Увеличить налоговую нагрузку в новых условиях не выйдет, так как опорные экспортные отрасли экономики сегодня могут работать эффективно и приносить сверхдоходы, однако в ближайшем будущем уже им самим может потребоваться помощь от государства — при таких перспективах увеличивать нагрузку на бизнес слишком рискованно.

В разворот российской экономики на частные рельсы эксперты не верят в принципе: в стране нет условий для бурного развития частной инициативы, а главный вопрос развития частного сектора — это гарантии сохранности собственности, а также стабильность налоговых условий, которую в нынешних условиях власти просто не могут гарантировать. Тем не менее эксперты сходятся с позицией Минфина и ЦБ, что для дальнейшего развития страны необходимо опираться на частный сектор.

Агентство Bloomberg ранее опубликовало выдержки из «секретного» доклада правительства, в котором оценивался «реальный» обвал российского ВВП. При инерционном сценарии, который включал в себя просадку нефтегазовых доходов, экономика России в 2023 году упадет на 8,3%, а к довоенным уровням при сохранении санкционного давления она сможет вернуться только к концу десятилетия.