ФСБ распространила среди заключенных колонии, где отбывает срок политзаключенный математик Азат Мифтахов, его интимные фотографии. Это было сделано для того, чтобы перевести Мифтахова в низшую касту «обиженных». Эту ситуацию Мифтахов сам решил предать огласке, пишет DOXA. Издание поговорило с женой Мифтахова Еленой Горбань.
По ее словам, Мифтахов решил с помощью огласки того, что сделали силовики, подвергнуть критике систему неравенства заключенных в тюрьме. Сейчас он сталкивается с большими трудностями, чем другие заключенные, однако от серьезных неприятностей Мифтахова защищает его статус политзаключенного, говорит Горбань.
Как уточнил в разговоре с The Insider правозащитник и политзаключенный Иван Асташин, перевод Мифтахова в касту «обиженных» произошел еще в 2021 году, когда он находился в московском СИЗО-2 «Бутырка»:
«Я про эту ситуацию знал давно, просто сам Азат и его близкие просили не распространяться об этом до настоящего времени. Хорошо, что Азат заявил об этом публично. Это еще раз напоминает о том, что в российских тюрьмах существует эта несправедливая кастовая система, когда одни заключенные оказываются в положении ниже других и этому способствуют не только сами арестанты, но и администрация. По собственному опыту знаю, что когда в любое учреждение приезжаешь, тебя сотрудник администрации спрашивает: «Кто по жизни?».
Азата в этом смысле защищает статус политзаключенного, поэтому администрация его не трогает. А другие заключенные тоже смотрят на отношение администрации и поэтому не предпринимают каких-то противоправных действий в отношении Азата. Хотя как рассказывал сам Азат и его жена, Елена Горбань, были определенные конфликты и драки именно на этой почве из-за его статуса. Но все благополучно заканчивалось для Азата».
В статье Ивана Асташина про касту «обиженных» Азат фигурировал под именем «Паша».
Кто такие «обиженные» и что им грозит
«Обиженные» — это «неприкасаемые», другие заключенные не едят с ними за одним столом, не пользуются их посудой и вообще минимизируют взаимодействия, потому что любой контакт с ними ведет к автоматическому переводу в касту «обиженных», объясняет Асташин:
«Администрация учреждений привлекает осужденных к самой грязной и тяжелой работе, которая по понятиям не приемлема для заключенных из других каст. Это мытье полов в общих пространствах, мытье туалетов, чистка канализации и т. д. В некоторых местах этих людей могут принуждать к сексу. По понятиям, насиловать нельзя, но человека могут поставить в такое положение, давить морально и не оставлять выбора».
«Обиженных» также называют на тюремном жаргоне «петухи», или заключенные «с пониженным социальным статусом». Попасть в нее может каждый. Например, за то, что когда-то делал кунилингус, и об этом узнали другие заключенные — это автоматически понижает статус до «обиженного». Часто за этим стоят силовики, как в случае с Мифтаховым. Они могут распространить информацию, например, о бисексуальности заключенного. За это человека понижают до «петуха». Также силовики или «активисты» среди заключенных могут изнасиловать человека, пытаясь добиться признания вины в уголовном деле или просто в наказание за провинность. Изнасилованного тоже понижают в статусе.
Дело Мифтахова
Мифтахова задержали 1 февраля 2019 года по подозрению в незаконном изготовлении взрывчатки. По его словам, силовики выбивали у него признательные показания под пытками. Позже члены Общественной наблюдательной комиссии подтвердили факт применения насилия к Мифтахову.
Спустя неделю математика отпустили, но сразу же задержали и арестовали по другому уголовному делу — о «хулиганстве, совершенном по предварительному сговору по мотивам политической ненависти». По версии следствия, в январе 2018 года Мифтахов и его единомышленники, придерживающиеся анархических взглядов, разбили окно офиса «Единой России» в московском районе Ховрино и забросили в помещение дымовую шашку. В офисе при этом никого не было. Всё уголовное дело держится на показаниях секретных свидетелей.
В январе 2021 года Головинский районный суд Москвы приговорил Мифтахова к шести годам лишения свободы в колонии общего режима. Другим фигурантам дела — Елене Горбань и Андрею Ейкину — суд назначил наказание в виде условного срока: четыре и два года соответственно.
Правозащитный центр «Мемориал» признал Мифтахова политическим заключенным. В поддержку Азата Мифтахова выступили сотни студентов и преподавателей российских и зарубежных вузов, а также более 2500 математиков из 15 стран.