12 сентября самолет Airbus А320 «Уральских авиалиний» совершил аварийную посадку в пшеничном поле под Новосибирском. Самолет выполнял рейс из Сочи в Омск. В 04:43 (мск) при заходе на посадку в аэропорт «Центральный» экипаж доложил об отказе «зеленой» гидросистемы и потере гидравлики. Было принято решение уйти в зону ожидания и на второй круг, однако после расчета посадочной дистанции сотрудниками омского аэропорта пилоты приняли решение лететь дальше на запасной аэродром в Новосибирске.
Экипаж смог убрать шасси, однако в выпущенном положении остались створки отсеков шасси. Неубранные створки увеличивают расход топлива на 15%, отказ «зеленой» гидросистемы — еще на 10%, отмечает «Авиаторщина». Вскоре пилоты сообщили об аварийной ситуации с топливом — его осталось на 46 минут полета. Было принято решение вручную опускать шасси и садиться в поле — рядом с населенным пунктом Каменка. Самолет не дотянул до Толмачёво чуть больше 190 км, заявил глава «Уральских авиалиний» Сергей Скуратов. Он отметил, что после отказа «зеленой» гидросистемы, без которой увеличивается посадочная дистанция, командир принял обоснованное решение уйти на запасной аэродром в Новосибирск, так как там полоса длиннее на 500 метров.
В то же время, как отмечает авиаэксперт, пилот Денис Окань, пока это лишь слова Скуратова.
«На данный момент распространившееся мнение, что экипаж принял решение следовать в Новосибирск потому, что там длиннее полоса, основывается на словах гендиректора авиакомпании, что не делает данную информацию однозначно достоверной. В записи переговоров экипажа таких докладов нет».
Кроме того, как отмечает эксперт The Insider, самолет летел на низком эшелоне с выпущенной механизацией.
«Самолет летел не на крейсерской высоте, а гораздо ниже. Чем ниже высота, тем воздух теплее, у него ниже плотность, поэтому у реактивного двигателя падает тяга, что также увеличивает расход топлива, помимо увеличенного расхода топлива из-за сильного встречного ветра, лобового сопротивления от створок отсека шасси и неубранной механизации крыла».
Первоначально вероятной причиной аварийной посадки многие называли именно потерю гидравлики, однако, похоже, — все дело в нештатном расходе топлива. Как отмечает российский пилот гражданской авиации, летчик первого класса, капитан А320 Андрей Литвинов, за первое полугодие 2023 года произошло 15 случаев отказов гидросистем в мире. Все самолеты долетели до аэродрома и благополучно сели. «Отказ гидросистемы не является причиной посадки в поле. Там три системы, одна электрическая. Причина — нехватка топлива», — пишет Литвинов.
Денис Окань отмечает, что подобные дефекты регулярно отрабатываются на тренажерах, и экипажи точно осведомлены, что расход топлива увеличивается.
«Но есть одно маленькое важное ”но”. По моим наблюдениям, все (или подавляющее большинство) тренировки сводятся к посадке на аэродроме вылета. Или, если был построен сценарий в особо уникальной авиакомпании, — на аэродроме, оказавшемся неподалеку. В общем, нас учат лететь недалеко — иначе тренажерное время будет потрачено зря, если на запасной лететь час с лишним.
Соответственно, экипажи-то осведомлены о том, что в нестандартной конфигурации расход топлива увеличен и это надо учесть, но только в теории. На практике (тренажерной) мало кто когда-то это считал. А для того чтобы рассчитать потребное топливо, необходимо знать как минимум ветер на эшелоне полета по маршруту, а его в OFP для таких эшелонов не предоставляют, конечно же».
Сертификат летной годности у этого самолета действует до конца следующего года. «Аэрофлот» после аварии решил напомнить пилотам, что при уходе на запасной аэродром с выпущенными шасси и/или открытыми створками нужно обязательно рассчитывать повышенный расход топлива.
Как отмечает «Авиаторщина», сейчас авиакомпании предстоит ответить на два главных вопроса:
- Верно ли командир воздушного судна рассчитал посадочную дистанцию в аэропорту Омска?
- Учел ли он увеличение расхода топлива на 25% при расчете остатка топлива, когда принял решение уходить на запасной аэродром в 595 км от Омска?
Однозначные ответы на эти вопросы должно дать расследование Росавиации. Пока же авиаэксперты призывают повременить если не с выдвижением версий, то с награждением экипажа, чтобы не повторить ситуацию с посадкой Airbus A321-211 этих же авиалиний в кукурузном поле в 2019 году. Напомним, тогда ситуацию быстро растиражировали в СМИ, и Владимир Путин сразу же под камеры наградил пилотов медалями — до проведения какого-либо расследования. Вскоре об их героизме был снят фильм. Позже многие авиаэксперты сошлись во мнении, что пилоты совершили во время полета ряд серьезных ошибок. В частности, по словам Андрея Литвинова, пилот не убрал шасси, когда в один из двигателей попали птицы, и он отказал. В то же время полностью заправленный A321 на одном двигателе не летит.
«Там была дана педаль очень сильно, вышли интерцепторы. Те, кто в авиации ничего не понимают, говорят — он спас людей. А кто понимает в авиации, в том, что происходит в этом самолете, они как раз говорят — он чуть не убил людей. Был самолет загнан в такой режим, что он начал сыпаться. Они поняли, что сыплются, шасси им мешали лететь, и они стали шасси убирать. Никто самолет не сажал, он упал, куда бог послал. Кукуруза смягчила удар, это фантастическое везение», — говорил Андрей Литвинов.
Выводы расследования по этому летному инциденту так и не были опубликованы.