Государственное собрание республики Алтай (Эл Курултай) в двух чтениях приняло законопроект, позволяющий умерщвлять бездомных животных, если им за 10 дней не удалось найти хозяев. Законопроект подготовило правительство региона во главе с Олегом Хорохординым («Единая Россия»), пишет «Сибирский экспресс».
Согласно региональному законопроекту, в течение 10 дней отловленное животное будет находиться в «пункте временного содержания». Решать судьбу животного будет комиссия, если бездомным собакам или кошкам не найдут хозяев, то таких животных будет ждать эвтаназия. Проводить ее будет специально выбранный подрядчик.
Также закон разрешает усыплять животных, проявляющих агрессию. К чипированным животным эвтаназия применяться не будет.
Метод, который ранее предусматривал отлов, вакцинацию и стерилизацию собак, чиновники сочли неэффективным.
«Метод ОСВВ (отлов, стерилизация, вакцинация, выпуск в прежнюю среду обитания), предусмотренный федеральным законодательством направлен на защиту животных без владельцев. Вместе с тем, после проведения карантинных мероприятий и стерелизации животные чаще сбиваются в стаи, нередко проявляют агрессию, добывая себе пишу или охраняя место обитания.
Животные подвергаются риску заражения опасными болезнями от других собак и диких животных, представляют реальную угрозу для человека, нападают на домашний скот», — говорится в пояснительной записке.
По словам главы Комитета ветеринарии с Госветинспекцией Республики Алтай Айдара Тодошева, за три года его работы с методом ОСВВ стало только хуже. Число бездомных собак увеличилось, а единственный приют для них — частный. При этом, по его словам, только 5% жителей согласились идентифицировать себя с владением конкретным животным, остальные отказывались. Это было необходимо, чтобы предотвратить выпуск собак на самовыгул и заставить жителей ответственнее относиться к питомцам.
Тодошев также подчеркнул, что «не видит смысла» вводить в комиссии зоозащитников, потому что они выступят против, даже если собаки кусают граждан. Он также сослался на статистику, согласно которой в республике зафиксировано 273 «инцидента по укусам», в том числе по нападениям на сельскохозяйственных животных.
Денег на государственные приюты, по словам Тодошева, в бюджете нет. Стоимость одного приюта на 60 животных — около 120 млн рублей, а их нужно четыре. В то время как «утилизация 1 кг животного» сейчас стоит 40 рублей.
Независимый депутат Сергей Кухтуеков выступил против законопроекта, заявив, что фактически был запущен «конвейер смерти», и депутаты расписались в собственном бессилии. С 2018 года, за пять лет, по программе ОСВВ было отловлено и выпущено всего 236 бездомных животных. Около 90% собак имеют своих хозяев, власти не пытались с ними работать, заключил Кухтуеков.
Общественный инспектор Росприроднадзора в области защиты животных, волонтер благотворительного фонда «ЗООзащита» Наталья Ильиных в беседе с The Insider отметила, что метод отлова и стерилизации эффективен, если его грамотно применять.
«У нас же в большинстве регионов его просто извратили. Прежде всего, должна быть проведена работа по информированию населения о методе ОСВВ. Люди должны понимать, почему применяется именно этот метод, а не какой либо другой. Его задача не просто в том, чтобы выпускать стерилизованных собак на улицу, а прежде всего в том, чтобы сначала стабилизировать, а в последствии уменьшить численность собак без владельцев. Там очень много нюансов: важно, например, куда и каких собак выпускать. Выпуск должен быть выборочным, должно быть тесное взаимодействие с зоозащитниками. Но у подрядчиков в большинстве случаев задача только освоить бюджетные деньги, а для заказчиков главное, чтобы не было жалоб от населения. Поэтому, понятно почему власти против ОСВВ: нет собак - нет проблем. Более того, на эвтаназию тоже нужны средства (и на утилизацию), а отчитаться за это, а значит и получить бюджетные средства, гораздо проще. Можно и приписать сколько угодно убитых собак, никто ведь не проверит.
Зачем работать с населением, строить приюты, проводить программу стерилизации? Когда можно просто как мусор собрать собак с улиц и убить их. Так что, чтобы говорить о неэффективности метода нужно сначала грамотно его выполнять. Это как доверить хирургическую операцию неграмотному хирургу и говорить, что этот метод не помогает никогда и никому.
В тех регионах, где ОСВВ делают люди, которые понимают смысл своей работы, всё получается. И такие примеры есть – Санкт-Петербург и Нижний Новгород. Так что мой ответ один: плохо старались, делали неграмотно, нечестно, поэтому легче свалить вину на сам метод ОСВВ.
Зарубежный опыт тоже говорит о том, что в странах, где решена проблема бездомных собак, убийство не является методом регулирования их численности. Потому что применяются другие действия: обязательная регистрация, запрет на бесконтрольное разведение, реальное наказание за нарушение законов, доступная стерилизация. И уж если всё это не сработало, то эвтаназия. Но, как правило, и убивать никого не приходиться, потому как бездомных животных мало и есть желающие их приютить. Только убивать - это средневековье».
В июле 2023 года Госдума приняла закон, разрешающий регионам самим решать, что делать с бездомными животными. Ранее все способы были прописаны в федеральном законе, который запрещал умерщвление животных, но в закон внесли поправки. Депутаты утверждали, что цель нововведений — защитить людей от нападений бездомных собак. Теперь при отлове животных могут не применяться положения федерального закона «Об ответственном обращении с животными», где сказано, что запрещается «применять вещества, лекарственные средства, способы, технические приспособления, приводящие к увечьям, травмам или гибели животных».
После этого законопроекты, разрешающие убивать животных, приняли в Бурятии и Магаданской области.