Темы расследованийFakespertsПодписаться на еженедельную Email-рассылку
Новости

Иран отчитал МИД РФ за давление на Армению из-за «Зангезурского коридора». «Тегеран боится усиления Турции в регионе» — востоковед

The Insider

Иранское информагентство «Тасним», связанное с КСИР, опубликовало пространный комментарий, в котором резкой критике подверглись недавние заявления представителей МИД России о необходимости создания так называемого «Зангезурского коридора». В сообщении говорится, что Иран, который и ранее выступал категорически против этого проекта, «предпринял дипломатические меры, чтобы передать необходимое послание российской стороне». В частности, посла Pоссии в Тегеране Алексея Дедова вызвали в МИД Ирана для выражения протеста.

Министр иностранных дел России Сергей Лавров в августе обвинил руководство Армении в том, что оно «саботирует договоренность» о «разблокировании коммуникаций через Сюникский район Армении». Затем официальный представитель МИД Pоссии Мария Захарова заявила, что коридор «обсуждается в рамках трехсторонней рабочей группы по разблокированию всех экономических и транспортных связей на Южном Кавказе под совместным председательством вице-премьеров России, Азербайджана и Армении».

В сообщении, переданном через «Тасним», говорится, что:

  • МИД Pоссии сделал заявления, противоречащие ожиданиям Ирана, хотя российские власти хорошо информированы о его позиции;
  • Иран выступает против любого коридора, соединяющего Нахичевань с Азербайджаном;
  • Иран не приемлет никаких изменений у своих границ;
  • заявления МИД РФ «противоречат основам стратегических отношений» между Ираном и Россией.

«Открытие „Зангезурского коридора“ означает закрытие одних из ворот Ирана в Европу», — подчеркивается в сообщении. Отмечается также, что Москва не может решать свои проблемы с Арменией за чужой счет.

Востоковед Руслан Сулейманов в беседе с The Insider рассказал, что, несмотря на регулярные заявления о дружбе и стратегическом сотрудничестве, в отношениях между Москвой и Тегераном есть множество проблем.

«Много противоречий по тому, что происходит на Южном Кавказе. Иран всегда очень болезненно относится к наращиванию иностранного присутствия в этом регионе. Открытие „Зангезурского коридора“ означает, что Турция напрямую получает выход в Азербайджан и Центральную Азию, что увеличивает присутствие Турции в регионе. Тот факт, что Россия никак этому не препятствует, а то и потворствует, вызывает непонимание в Тегеране. Иранские чиновники очень скупы на комментарии и часто прибегают к практике использования информационных агентств, связанных с государством: делаются такие заявления с жесткими формулировками, но ответственности за них никто конкретно не несет. Агентство может писать что угодно, формально это не официальное лицо.
Иран всегда был против „Зангезурского коридора“. Была найдена альтернатива — „Аразский коридор“ по реке Араз в обход Армении. Это дает возможность связать Азербайджан с экславом Нахичевань не через Армению, а через Иран. Тегеран на это согласился, в октябре прошлого года даже было подписано предварительное соглашение между Азербайджаном и Ираном, но все идет со скрипом.
Тем не менее даже Азербайджан на время перестал педалировать тему „Зангезурского коридора“. Видимо, после визита Путина [в августе] Азербайджан получил какую-то поддержку в этом вопросе. Понятно, что российско-армянские отношения переживают не лучшие времена, и Москва, может быть, даже по просьбе Баку оказывает давление на Ереван. И то, что Москва так открыто об этом говорит, вызывает непонимание у Ирана. Я не думаю, что это приведет к какому-то кризису и обострению. Это риторика и игра слов. Москва обратит на это внимание, и на этом все закончится.
Что касается других проблем, то в прошлом году главу российской дипмиссии в Тегеране два раза вызывали в МИД из-за позиции Москвы по трем островам в Ормузском проливе, которые контролирует Иран и право на которые оспаривают ОАЭ. Россия подписала общие декларации с ОАЭ, что тревожит Иран.
Если говорить об экономических отношениях, то никакого бума в российско-иранской торговле мы не увидели за последние два с половиной года. В 2023 году товарооборот и вовсе упал на 20%. Сотрудничество есть по очень конкретным узким сферам, а именно в военно-технической сфере. Как известно, Россия очень зависит от иранских дронов, альтернатив тоже нет. Более того, мы знаем, что в Татарстане при участии иранских специалистов возводится целый завод по производству беспилотников. На этом направлении есть сотрудничество, но не более того».