Темы расследованийFakespertsПодписаться на еженедельную Email-рассылку
Новости

Четыре драки и одно уголовное дело объединили мигрантов из Центральной Азии, фанатов ЧВК «Редан» и чеченца, за которого заступился Кадыров

The Insider

Следственный комитет опубликовал видео с драками, в которых обвиняют 14-летнего чеченца Муслима Мурдиева. Накануне за мальчика вступился глава Чечни Рамзан Кадыров, заявив на прямой линии, что глава Следственного комитета Александр Бастрыкин и глава МВД Владимир Колокольцев «сидят не на своих местах». Согласно материалам уголовного дела, Мурдиева обвиняют в четырех драках, которые следствие квалифицировало по статье «Хулиганство» (ст. 213, ч. 2), однако видео СК опровергает версию своего же следствия: Муслим принимал участие лишь в одной из драк на видео — и там он защищался. Об этом рассказал The Insider источник, близкий к семье обвиняемого. Также в распоряжении редакции есть протоколы допросов обвиняемых подростков.

В СК утверждают, что подростки «выбирали случайных прохожих, затем один из соучастников провоцировал словесный конфликт с ним, после чего начинал драку и избивал потерпевшего». Однако источник The Insider рассказал, что почти все ребята, участвовавшие в конфликте, учатся в одной школе, и все четыре драки произошли в один день в ТЦ «Авиапарк» и вокруг него. Все четыре драки уместились в полтора часа. Хронологический порядок драк на видео СК перепутан, первая драка произошла на фудкорте торгового центра около половины восьмого вечера, следующая — через полчаса на парковке того же ТЦ. Две другие — в парке «Ходынское поле» по соседству: сперва в очереди на аттракцион «Тарзанка» и после — возле каруселей, где 15-летний подросток, участвовавший во всех трех драках, кроме драки с Муслимом, избил еще одного школьника в толстовке «Редан».

Среди всех участников драк были люди разных национальностей, но обвиняемыми оказались только мигранты из Центральной Азии и чеченец, из чего знакомые с делом Мурдиева сделали вывод, что из разборок школьников слепили «мигрантское дело».

Роман Мурдиев (все зовут его Муслим) — ученик московской школы в Химках. Как рассказал собеседник The Insider, 30 сентября 2023 года Муслим отправился в торговый центр «Авиапарк», чтобы обменять самокатное колесо по гарантии. Там он встретил шестерых знакомых из своей школы. В итоге группа состояла из семи человек, включая Муслима: пятеро из них были «не русскими», а двое — «русскими», говорит источник. Он отмечает, что этот факт оказался важным, потому что дело впоследствии стало преподноситься как этническое, или мигрантское.

«Друзья предложили Муслиму перекусить и погулять вместе, он согласился. По пути к фудкорту один из ребят — самый старший из них, таджик, ему 15 лет, начал драку, предположительно, с представителями сетевого движения ЧВК “Редан“, которые часто фигурируют в сводках о драках подростков в торговом центре «Авиапарк».
Муслим в этом эпизоде не участвовал, на видеозаписях его тоже нет, но следствие сделало его обвиняемым, заявив, что он якобы стоял рядом, готовый вмешаться. При этом русские дети, попавшие на те же записи, были выведены из числа обвиняемых, и в их отношении вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела. Родители и адвокаты Муслима указывают на явное национальное предвзятое отношение», — говорит собеседник.

После этой ситуации Муслим поругался с тем, кто устроил драку, и попросил его прекратить так делать. В ответ получил грубый отказ и решил уйти из компании. Вместе с другим 12-летним мальчиком они отправились на карусели.

«Когда они вдвоем подходили к карусели, они столкнулись с еще одной группой подростков, и те крикнули им: “О, обезьяны идут“. На что приятель Муслима переспросил: “Это вы кому?“ — после чего те нецензурно выразились еще раз, и в адрес матери в том числе. 12-летний мальчик попытался выяснить, к кому обращены слова, но на него напали: один из противников подошел сзади и начал драку. Это отчетливо видно на видеозаписи. Однако обвинение утверждает, что именно Муслим начал конфликт. Во время драки друг нападавшего угрожал Муслиму ножом. Это также зафиксировано на видео, но следствие заявило, что не может подтвердить факт угрозы. Вместо расследования этого эпизода все действия были приписаны Муслиму, включая обвинение в хулиганстве», — рассказал источник.

Как рассказал сам Мурдиев следователям, признанный потерпевшим мальчик (на видео в белой футболке), обхватил его друга со спины и попытался повалить его на землю, а друг признанного потерпевшим подростка достал нож и закричал Мурдиеву: «У меня нож, убью!» Мурдиев, видя, что его приятеля пытаются повалить на землю, пришел ему на помощь:

«Я заступился за [своего 12-летнего друга — здесь и далее фамилии подростков, которые The Insider не называет], попросил оставить его в покое и не нападать на него вдвоем с Симаковым. После этих моих слов [потерпевший] развернулся и нанес мне удар кулаком в челюсть. У нас началась драка. В ходе драки [потерпевший] повалил меня на землю и причинил телесные повреждения, а также с другими ребятами из компании [потерпевшего], они высказывали в мой адрес угрозу жизни, демонстрируя нож. Они говорили: «У меня нож, убью». Всё это сопровождалось нецензурной бранью. Когда [потерпевший] меня повалил, надо мной стояли два его друга и угрожали ножом. [Один друг потерпевшего] рукой сдвинул мое колено, чтоб помочь [потерпевшему], а [другой друг потерпевшего] стоял сзади [потерпевшего], держал нож в правой руке говорил, что у него нож и он меня убьет. При этом выражался нецензурной бранью.

[Еще трое ребят, впоследствии арестованных,] никакого участия не принимали и никакого отношения к этой потасовке не имеют. Через некоторое время [потерпевший] встал с меня, потасовка прекратилась. У меня была разбита губа и сильный ушиб большого пальца левой руки. Я направился в сторону дома, не принимая участия в каких-либо других потасовках».

По словам собеседника The Insider, близкого к семье Муслима, в тот же день другой подросток, обвиняемый по делу (таджик по национальности), устроил еще две драки. В итоге следствие объединило четыре эпизода, добавив ко всем участие Муслима, объясняет собеседник. В трех эпизодах он якобы «стоял рядом, готовый помочь», хотя видеозаписи показывают, что его там не было. Даже в случае, где Муслим сам стал жертвой нападения и угроз ножом, он был объявлен обвиняемым.

В распоряжении The Insider есть показания 12-летнего подростка, которого Муслим защищал в драке рядом с каруселью. Этот мальчик дал показания на Муслима, сказав, что якобы они «специально договорились поехать в ТЦ “Авиапарк“, чтобы там побить людей с неформальным внешним видом или использовать какой-либо другой мелкий повод для драк». Он утверждал, что мальчик из Таджикистана, который был в их компании, должен был выбирать, кого они будут бить, и назначать того, кто будет бить в каждом конкретном конфликте. «Чаще всего [мальчик из Таджикистана] сам бил выбранного для избиения человека, поскольку он был самый физически сильный из нас. Остальные из нас, кто не принимал участие в драке, должны были стоять рядом, наблюдать за обстановкой и быть готовыми оказать помощь дерущимся. Если появятся сотрудники полиции, то предупредить об этом».

Эти показания сыграли решающую роль в обвинительном заключении Муслима, поскольку из них следует, что он принимал участие во всех четырех драках, которые произошли в этот день в торговом центре. Так следователи привязали его ко всем эпизодам. По словам источника, близкого к семье Муслима, мальчик, который дал эти показания, — гражданин Казахстана, и предположительно, на его семью оказали давление, угрожая депортацией, чтобы получить нужные показания.

Судя по материалам дела, первые два месяца, Мурдиев вообще не рассматривался в качестве обвиняемого и не фигурировал в деле, но после показаний казахского мальчика его привлекли в качестве соучастника, отправили на двое суток в ИВС и после этого посадили под домашний арест.

К декабрю дело взяло под контроль Главное следственное управление СК России по Москве. На тот момент все активные участники инцидентов, кроме «русских» подростков, уже находились под арестом: сначала в СИЗО, а затем под домашним арестом. При этом с октября по декабрь имя Муслима в материалах дела не упоминалось. Лишь после изучения телефона одного из обвиняемых, где нашли запись драки с участием Муслима, его включили в дело. Эту ситуацию квалифицировали как хулиганство, совершенное группой лиц, несмотря на то, что она отличалась от других эпизодов.

27 декабря 2023 года Муслима с матерью вызвали в ГСУ СК России. На допросе, по словам источника, на него оказывали давление, требуя оговорить других подростков и подтвердить, что все они заранее договорились о драках. Муслим отказался, так как никакого сговора не было. После этого его задержали и на два дня отправили в изолятор временного содержания, где он находился в одиночной камере. С 29 декабря он был переведен под домашний арест. С тех пор Муслим не посещает школу, он пропустил уже полгода учебы.

Семья Муслима, адвокаты и правозащитники считают действия следствия необоснованными и обвиняют органы в предвзятости. По словам собеседника The Insider, близкого к семье подростка, защита провела фонографическую экспертизу, чтобы установить факт угрозы ножом мальчикам на видеозаписи. Экспертиза это подтвердила, однако следствие не стало приобщать результаты экспертизы к материалам дела и отказалось проводить собственную.

В декабре этого года была запущена петиция с требованием о справедливости в отношении Муслима. В Telegram-канале «Свободу Муслиму» на 1900 подписчиков администратор опубликовал призыв звонить на горячую линию накануне прямой линии Кадырова и просить главу Чечни о помощи. Подействовало ли это или другие усилия — неизвестно. Но Кадыров заступился. Один из юристов, знакомый с ходом дела, рассказал The Insider, что сейчас дело находится на очень высоком уровне, в том числе и с точки зрения защиты. Дело Романа Мурдиева курирует Уполномоченный по правам человека в Чеченской Республике Мансур Солтаев, пишет «Чечня Сегодня». Он выезжал в Москву и встречался с мальчиком, его родными и адвокатами, а также участвовал в слушании дела.

Сам Кадыров в ходе своей прямой линии заявил, что с Мурдиевым «всё будет нормально»: «Его они не посадят, с ним они ничего не сделают. Я лично со всеми разговаривал». Он раскритиковал силовиков за недостаточное внимание к проблеме, указывая, что их работа приводит к межнациональной напряженности. В то же время Кремль от комментариев по делу воздержался.