Темы расследованийFakespertsПодписаться на еженедельную Email-рассылку
Политика

Ад и Израиль. Как новые столкновения повлияют на политическую ситуацию в регионе

Очередной виток военного конфликта между Сектором Газа и Израилем продолжается вторую неделю. Ситуация накалилась из-за угрозы выселения палестинских семей в Восточном Иерусалиме. Арабское население встало на защиту прав своих соплеменников, что вылилось в стычки с израильскими военными. Дальнейшую эскалацию не смог остановить даже перенос слушания по резонансному делу. Новое обострение может привести к изменению политических раскладов в Израиле, где оппозиция надеется сформировать коалицию в борьбе с Нетаньяху. Возможные сценарии развития событий анализируют эксперты Центра ближневосточных исследований ИМЭМО РАН Татьяна Тюкаева и Людмила Самарская.

Боевики из бригады «Изз ад-Дин аль-Кассам» — военное крыло ХАМАС — выступили с угрозами в адрес израильских властей 5 мая. Они потребовали прекратить насилие в отношении палестинцев (суд по поводу выселения четырех палестинских семей изначально планировался на 10 мая). Столкновения между арабами Восточного Иерусалима и израильской полицией продолжались и достигли своего пика 7 мая, когда тысячи палестинцев устроили беспорядки у мечети Аль-Акса на Храмовой горе. Столкновения с полицией произошли после вечерней пятничной молитвы — последней в священный для мусульман месяц Рамадан. В результате пострадало более 300 человек.

В воскресенье 9 мая протесты перекинулись на остальные палестинские территории. Исламистские группировки ХАМАС и «Исламский джихад» начали ракетный обстрел южных районов Израиля. За четыре дня боевики выпустили по разным городам, включая Тель-Авив и Иерусалим, более полутора тысяч ракет. Столкновения достигли наивысшего уровня интенсивности со времен последней войны в 2014 году.

Израильская сторона нанесла ответные удары, преимущественно по объектам исламистов в Секторе Газа, были уничтожены высокопоставленные члены ХАМАС и «Исламского джихада». Волнения стали распространяться по другим израильским городам. Самые серьезные столкновения происходили в Лоде, городе со смешанным арабо-еврейским населением, в котором уже 11 мая по просьбе его мэра было введено чрезвычайное положение.

Обе стороны обвиняют в развязывании агрессии друг друга. ХАМАС заявляет, что готов к временному перемирию при условии прекращения ударов со стороны Израиля и требует, чтобы международное сообщество надавило на израильское руководство. При этом премьер-министр Биньямин Нетаньяху отрицает «любые разговоры о перемирии как минимум в ближайшие два дня», несмотря на усилия международных посредников, в первую очередь, Египта и других стран.

Военное напряжение и даже обмен ракетными ударами между Газой и Израилем не редкость, однако на этот раз масштабы обострения выходят за привычные рамки, что во многом объясняется внутриполитическими проблемами, с которыми столкнулись как палестинские лидеры, так и израильское руководство.

Политический фон: палестинская сторона

В конце апреля глава Палестинской национальной администрации (ПНА) и лидер одной из ведущих палестинских политических организаций ФАТХ, контролирующей Западный берег, Махмуд Аббас перенес на неопределенный срок парламентские и президентские выборы, назначенные ранее на 22 мая и 31 июля единоличным решением самого палестинского лидера.

Первые за пятнадцать лет выборы были объявлены на фоне растущего недовольства Аббасом — как в его партии ФАТХ, так и в группировке ХАМАС. Формальным поводом для бессрочного переноса выборов, по заявлению Аббаса, послужило то, что израильские власти, не первый год переживающие свой внутриполитический кризис, «не могут предоставить гарантий в отношении проведения палестинских выборов на территории Восточного Иерусалима» (который находится под контролем Израиля). Впрочем, неясно, собиралось ли руководство Палестины в действительности проводить выборы, а по мере их подготовки возникало все больше сомнений относительно реалистичности этого проекта.

Согласно опросам общественного мнения среди палестинцев, несмотря на общее падение доверия в отношении двух основных политических партий, ФАТХ пользуется большей поддержкой в сравнении с ХАМАС. Однако последний проявляет внутреннюю сплоченность (ХАМАС провел внутрипартийные «праймериз» и согласовал единый список кандидатов), в то время как в возглавляемой Аббасом партии наблюдается серьезный раскол: к выборам сформировано более 30 списков кандидатов, а сами однопартийцы палестинского лидера все чаще проявляют недовольство его затянувшимся президентством. Бессрочный перенос выборов негативно восприняла оппозиция Аббаса как внутри ФАТХа, так и руководство ХАМАС, что подтолкнуло их к временному тактическому сближению — против нынешнего президента.

Политический фон: израильская сторона

Израиль находится в затяжном политическом кризисе: состоявшиеся в марте четвертые внеочередные выборы снова не привели к формированию правительства. На протяжении последних двух лет нынешний премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху пытается использовать любую возможность, чтобы сформировать и возглавить устойчивую правящую коалицию, однако пока ни одна из четырех попыток не завершилась успехом. Сейчас мандат на создание правительства находится в руках нынешнего лидера оппозиции Яира Лапида, возглавляющего «блок перемен», который делает ставку на смещение Нетаньяху.

Сложность заключается в том, что для формирования коалиции необходима поддержка как минимум одной арабской партии — и шансы такого альянса невелики в сложившихся условиях. Глава одной из арабских партий РААМ, позиционирующей себя как защитницу права израильских арабов, Мансур Аббас уже заявил, что не возобновит коалиционные переговоры до окончания нынешней эскалации.

Интересы сторон в развитии нынешней эскалации

В сложившихся в Израиле внутриполитических условиях военный кризис определенно играет на руку Нетаньяху. С одной стороны, конфликт сводит на нет и без того призрачные шансы на успешное формирование коалиции «блока перемен». С другой — позволяет действующему правительству продемонстрировать успешное и жесткое отражение атак на еврейское государство и поддержать имидж Нетаньяху как главного гаранта безопасности Израиля. Однако для властей не выгодно затягивание кризиса: по мере его нагнетания все острее будет стоять вопрос о необходимости проведения наземной операции, в которой израильское руководство совершенно не заинтересовано. Это решение будет сопряжено с человеческими жертвами, в то время как отказ от полномасштабной войны приведёт к репутационным потерям.

Очевидно также, что и ХАМАС, первым начавший ракетные обстрелы израильской территории, не обладает ресурсами ни для затяжной военной операции, ни для нанесения серьезного ущерба Израилю. Однако непродолжительная эскалация, которая сопровождается воинственной критикой в адрес Израиля, вполне отвечает интересам группировки. Это привычная для ХАМАС тактика: спровоцировать израильское руководство, чтобы набрать имиджевые очки в глазах палестинцев, представив себя как лидера, готового силой отстаивать их права, а также напомнить региональному и международному сообществу о том, что с ним необходимо считаться.

По сути, способность пробить брешь в израильском «Железном куполе» одновременным нанесением ударов десятками ракет сразу позиционируется руководством ХАМАС как едва ли не главное достижение и демонстрация мощи организации.

Помимо этого, очередная перестрелка с Израилем и последующие разрушения в результате ответных израильских ударов позволяют отвлечь внимание людей от ужасающей социально-экономической и эпидемиологической ситуации в Секторе. Растущая бедность (более 50%), безработица (почти 50%) и упадок здравоохранения особенно усилились на фоне пандемии. Очередная эскалация конфликта также может привлечь финансовую помощь международных доноров, объем которой в последние годы катастрофически снизился.

Перспективы развития событий

Таким образом, очевидно, что ни одна из сторон не заинтересована в усугублении эскалации. Наиболее вероятный сценарий — завершение обмена ударами в ближайшие дни и возвращение к существовавшему статус-кво при помощи региональных и/или международных посредников. В этом случае обе стороны выигрывают, продемонстрировав свою военную мощь противникам и миру. Для Израиля и Нетаньяху такой сценарий, с одной стороны, является демонстрацией успеха, а с другой — не очень существенно повышает шансы его политических оппонентов на создание коалиции. ХАМАС, в свою очередь, сможет использовать конфликт в нагнетании общественного и политического недовольства Аббасом.

Существует вероятность и негативного сценария — продолжение войны и возникновение необходимости проведения наземной операции. Лично для Нетаньяху выгодно и такое развитие ситуации: это позволит ему остаться у власти, ещё сильнее снизив шансы на успешное формирование правительства «блока перемен». Что касается ХАМАС, даже повторение сценария войны 2014 года не может кардинально изменить – ни в лучшую, ни в худшую сторону – положение группировки, уровень поддержки которой сейчас достаточно невысок. ХАМАС едва ли сможет вдохновить палестинцев на новую интифаду.

Несмотря на признание ХАМАС террористической организацией в большинстве стран мира, группировка занимает определенную политико-идеологическую нишу в регионе, за счет чего пользуется материальной и финансовой поддержкой некоторых значимых региональных игроков (Турция, Катар, Иран). Единственными проигравшими в случае реализации негативного сценария остаются палестинцы Газы, чье положение после каждого подобного «показательного выступления» своего руководства продолжает удручающе деградировать.