На этой неделе в Стокгольме была арестована семейная пара россиян. Сергей Скворцов и Елена Кулькова уже много лет жили в Швеции и не вызывали никаких подозрений у соседей и знакомых. Как выяснили The Insider и Bellingcat, Скворцов вел активный бизнес с известным ГРУшником, в свое время высланным из Франции за шпионаж, и бельгийским предпринимателем, попадавшим под санкции за продажу Китаю американских военных технологий. Также, по данным The Insider и Bellingcat, незадолго до отъезда в Швецию Скворцов и Кулькова получили квартиру на улице Зорге по тому же адресу, где жил один из отравителей Скрипалей Денис Сергеев. Там часто бывали и другие высокопоставленные ГРУшники. При всем этом дочь Кульковой оказалась сожительницей бывшего главы департамента шведской военной разведки.
Утром во вторник 22 ноября в пригороде Стокгольма шведский спецназ по обвинению в шпионаже арестовал русскую семейную пару – Сергея Николаевича Скворцова (род. 28.07.1963) и Елену Михайловну Кулькову (род. 22.05.1964), в их доме прошли обыски. Кулькову освободили из-под стражи уже в четверг (хотя ее все еще подозревают в соучастии). «Супруги» переехали в Швецию в 1999 году и, по мнению местных властей, Скворцов занимался шпионажем против США с 2013 года, а шпионажем против Швеции с 2014 года.
Нехорошая квартира
Как удалось выяснить The Insider и Bellingcat, Скворцов и Кулькова проживали в Москве в доме 36 по улице Зорге по соседству с одним из трех отравителей Скрипалей – ГРУшником Денисом Сергеевым (он же – Сергей Федотов). Сергеев жил в квартире 288, а Скворцов с Кульковой двумя этажами ниже – в квартире 282. По данным The Insider, они получили квартиру в октябре 1999 года, то есть непосредственно перед отъездом в Швецию.
Ровно в этом же доме, судя по биллингам, имеющимся в распоряжении The Insider и Bellingcat, неоднократно бывали и генерал Аверьянов (глава той самой войсковой части ГРУ 29155, куда входили отравители Мишкин и Чепига, известные как Петров и Боширов), и генерал Ильченко, отвечавший среди прочего за операции по дезинформации, в том числе с проектом Bonanza, через который вбрасывались фейки о сбитом малайзийском «Боинге».
Контрагент - агент
На протяжении нескольких лет контрагентом компании Скворцова Building and Data Technologies была одна-единственная контора под названием European Technical Trading, причем Скворцов регулярно получал от нее платежи абсолютно одинакового размера, хотя природа этих сделок была не ясна. Шведские власти подозревают, что сделки были фиктивными и по сути через них перекачивались деньги из Голландии в Швецию. Руководил голландской компанией бельгиец Ханс де Гейтере (Hans de Geetere), чьи компании уже раньше попадали под санкции США за то, что пытались перепродавать Китаю американские технологии, используемые в ракетах и самолетах.
Но это еще не все: и Ханс де Гейтере, и сам Скворцов имели тесные связи с Владимиром Кулемековым, который не только не скрывает своего ГРУшного прошлого, но даже и гордится им. Вот, к примеру, отрывок, где он вспоминает о своих похождения в военной разведке:
А вот комментарий Кулемекова под фотографией Ханса де Гейтере, из которого явствует, что они давно и хорошо знакомы.
Но главное – Скворцов работал исполнительным директором в компании InstrumentElectronics i Stockholm AB, владельцем которой является Кулемеков:
Кулемеков имел за плечами и опыт шпионажа в Европе. Во время слушаний в Сенате в 1983 году один из сенаторов попросил представить ему список всех советских дипломатов, которые за период с 1974 по 1983 год высылались за шпионаж из всех стран мира. В списке есть и имя Кулемекова.
Внедрение дочери и источник в Муст
В той же квартире на улице Зорге проживала и дочь Елены Кульковой – Анна Владимировна Рун (ее отчество, кстати, ставит вопрос о том, были ли вообще Скворцов и Кулькова настоящей парой, или все это было легендой). На Анну была и переоформлена эта квартира в 2015 году, хотя к тому моменту она уже давно постоянно жила в Швеции, и большинство ее знакомых и понятия не имели о ее российском происхождении.
Анна Рун вторая справа
В 2013 году бойфрендом Анны стал экс-глава одного из отделов Муст, шведской военной разведки (его имя известно The Insider и Bellingcat), а с 2015 года они стали жить вместе. Интересно, что Анна не была задержана, хотя из всех россиян она, похоже, имела самые хорошие шансы получить секретную информацию.
Анна Рун
Обнаружить Анну в российских базах данных не удалось, ее ФИО есть только в базе Росреестра как совладелицы квартиры. Возможно, это связано с тем, что она уехала в Швецию в детстве и не получила российский паспорт.
Примечательно, что буквально за неделю до ареста Скворцова и Кульковой в Швеции стало известно об аресте граждан Швеции иранского происхождения – 42-летнего Пеймана Киа и 35-летнего Пайама Киа. Братьям было предъявлено обвинение в шпионаже с отягчающими обстоятельствами, а одному из них также инкриминируют недобросовестное обращение с секретной информацией, им грозит пожизненное заключение.
Пейман Киа и Пайам Киа
Согласно обвинительному заключению, братья «совместно» передавали информацию ГРУ в период с 28 сентября 2011 года по 20 сентября 2021 года. Ранее Пейман работал в разведке Муст, а затем перешел в таможню. Факты шпионажа относятся к периоду его деятельности в Муст, где, как сообщают шведские СМИ, он работал в подразделении, отвечающем за шведских военных разведчиков за рубежом. Младший брат, Пайам, работал в службе государственной безопасности Швеции – СЭПО.
Пока не сообщается, через кого именно братья передавали информацию ГРУ, однако хронология задержаний указывает на то, что это дело может быть связано с арестом Скворцова и Кульковой.