

ТАСС распространил заявление пресс-бюро СВР под заголовком «В Киев пригласили практически аналог гитлеровской коалиции»:
«Круг европейских стран, приглашенных посетить Киев 9 мая, почти полностью соответствует гитлеровской коалиции, воевавшей против СССР. Об этом говорится в поступившем в распоряжение ТАСС сообщении Службы внешней разведки (СВР) РФ.
В пресс-бюро отметили, что цинизм европейцев усугубляется планами лидеров некоторых стран ЕС принять „приглашение [Владимира] Зеленского прибыть в Киев для участия в мероприятиях, ‘альтернативных’ торжествам 9 мая в Москве, а также предостережениями главы европейской дипломатии Каи Каллас в адрес стран-членов и кандидатов на вступление в Евросоюз в случае приезда их представителей на празднование в РФ, о чем уже заявили лидеры Словакии и Сербии [Роберт Фицо и Александар Вучич]”.
„Существенным ударом по имиджу государств ЕС, выступающих за „европейские ценности”, может оказаться ключевая роль режима Зеленского на данной сходке как несущего „факел свободы” на фоне демонстративного почитания украинских карателей гитлеровского батальона ‘Нахтигаль’ и дивизии СС ‘Галичина’, участвовавшей в преступных акциях именно на территории Словакии, Сербии, а также в Польше, — отметили в СВР. — Круг европейских стран, приглашенных в Киев, почти полностью соответствует конфигурации гитлеровской коалиции, воевавшей против СССР в рядах нацистского вермахта и подразделений СС. Неслучайна реакция на указанное сборище комментаторов, окрестивших его ‘пиар-акцией негодяев из Брюсселя’, ‘Днем проигравших’ или ‘Днем потомков нацистов».
В СВР подчеркнули, что Европа, несмотря на осознание угроз собственной репутации, продолжает придерживаться реваншистских подходов к 80-й годовщине Победы над гитлеровской Германией и потакать авантюрным инициативам неонацистского киевского режима».
Один из разделов заявления озаглавлен «Лицемерие Макрона»:
«Кроме того, в СВР отметили, что по договоренности между Гитлером и коллаборационистским правительством Франции, возглавляемым Филиппом Петеном, был сформирован легион французских добровольцев, который в боях под Москвой зимой 1941 г. потерял 75 процентов личного состава. В советский плен за годы войны попало 23 136 французов.
„На этом фоне весьма лицемерно звучат призывы Эмманюэля Макрона к новому ‘крестовому походу’ против России. И уж совсем портит реноме президента Франции, обвиняющего Москву в аннексии земель Украины, недавний скандал с послом Франции в Нидерландах, с которым глава Палаты представителей этой страны обсуждал вопрос возможного раздела Бельгии, в результате чего Фландрия ‘отойдет’ Амстердаму, а Валлония ‘достанется’ Парижу”, — обратили внимание в пресс-бюро».

Не совсем понятно, какие «разведданные» вызвали такое резкое заявление пресс-бюро. Идея саммита в Киеве 9 мая внезапно появилась в середине апреля, когда министр иностранных дел Украины Андрей Сибига во время совещания глав внешнеполитических ведомств в Люксембурге передал им приглашения для глав государств и правительств. Предложение поддержала глава дипломатического ведомства ЕС Кая Каллас, но о каком-либо дальнейшем развитии идеи сообщений не было.
У нескольких европейских лидеров на этот день уже были запланированы другие мероприятия. Так, 9 мая в Нанси должна состояться встреча Эммануэля Макрона и Дональда Туска, на которой будет подписан двусторонний союзнический договор. Президент Финляндии Александр Стубб планирует посетить саммит лидеров Объединенных экспедиционных сил в Осло, где встретится с главами правительств Норвегии и Великобритании. Вполне вероятно, что там будут присутствовать лидеры других стран, подписавших соглашение об Объединенных экспедиционных силах: Дании, Исландии, Латвии, Литвы, Нидерландов, Швеции и Эстонии, но официально об их планах не объявляли.
Таким образом, непонятно, какой аналог «гитлеровской коалиции» имеет в виду СВР, а сама она это не раскрывает. Из всех современных лидеров пресс-бюро в своем заявлении упоминает только Макрона, которого 9 мая в Киеве, по-видимому, не будет. Но, видимо, авторам текста очень уж хотелось обвинить французов в коллаборационизме. Военкор Александр Коц, пересказывая содержание заявления в своем Telegram-канале, даже добавил: «Тех же французов в вермахте на восточном фронте воевало в разы больше, чем было во всем их распиаренном La resistance».
В действительности существовало составленное из граждан Франции подразделение вермахта, воевавшее на восточном фронте, — Легион французских добровольцев против большевизма (он же 638 пехотный полк). Численность его была около 5000 человек. Была также дивизия СС «Шарлемань» численностью около 7000 человек, и это все французские добровольческие подразделения, воевавшие на стороне Гитлера.
Откуда же тогда могли взяться 23 136 французских пленных, упоминаемые во многих российских источниках? По-видимому, дело в том, что по Версальскому договору, завершившему Первую мировую войну, в состав Франции вернулись Эльзас и Лотарингия, которые по итогам франко-прусской войны 1870–1871 годов были аннексированы Германской империей. В 1940 году Германия снова аннексировала эти земли с преимущественно германоязычным населением и провела там мобилизацию. Всего мобилизовано было около 130 000 человек. Жители Эльзаса и Лотарингии в основном считали себя гражданами Франции и шли на войну неохотно, но оккупационные власти вынуждали их жесткими силовыми методами. Эти солдаты вошли в историю как «мальгре-ну» (malgré-nous, от французского выражения «против нашей воли»); многие из них дезертировали или добровольно сдались в плен.
Численность Свободных французских сил, воевавших на стороне антигитлеровской коалиции, была около 80 000 человек. Таким образом, формально на стороне Германии действительно воевало больше французов, чем против нее, но в большинстве своем это были принудительно мобилизованные жители Эльзаса и Лотарингии, которые сторонниками нацизма отнюдь не были и активного участия в боях не принимали, — в отличие от участников Сопротивления.
Что же касается истории с послом Франции в Нидерландах Франсуа Алабрюном, обсуждавшим раздел Бельгии, то идею эту высказал во время ужина спикер нижней палаты нидерландского парламента Мартин Босма, член ультраправой Партии свободы. Французский посол был ошеломлен таким предложением, и Босма попытался объяснить, что он всего лишь «просто говорил о том, что может произойти». Разумеется, посол, для которого заявление спикера было полной неожиданностью, ни в каком обсуждении идеи не участвовал.