Расследования
Репортажи
Аналитика
  • USD102.41
  • EUR104.86
  • OIL80.73
Поддержите нас English
  • 23190
Исповедь

«Любовницы — это нечестно. Правильнее — завести вторую жену». Исповедь многоженцев

Мужчина в России воспринимается как «дефицитный товар» — о том, как это проявилось во время чемпионата мира по футболу, The Insider уже писал. Но есть и другое проявление этого правила: в России действует формально запрещенное многоженство. Нередко мужчины (особенно мусульмане), вместо того, чтобы заводить тайную любовницу, заводят себе вторую жену (пусть не оформляя второй брак официально). The Insider выяснил, чем жена лучше любовницы, как выглядят отношения в полигамной семье и почему женщины на это соглашаются.

Руслан

Мне 40 лет, предприниматель, живу в Москве. Жены мои — самые замечательные и образованные, им около 30 лет. Одна работает детским врачом, другая занимается общественной деятельностью.

У меня две жены, и, на мой взгляд, именно многоженство — это возвращение к традиции, потому что полигамия дольше практикуется человечеством, нежели моногамные браки. Например, у Соломона было 500 жен, у Владимира Ясно Солнышко до крещения было вообще 800 жен <по преданию, у князя Владимира было несколько жен и 800 наложниц — The Insider>. Я по вероисповеданию мусульманин, и моя религия ограничила количество жен до четырех.

Многоженство в исламе в современном мире уже является скорее исключением, чем правилом. Большинство мужчин имеют одну жену, а мужчины с несколькими — в меньшинстве, потому что самое главное — это дороговизна всего процесса. Я вам скажу, это хлопотное дело — нести материальную ответственность, обеспечивать несколько семей. Это только в традиционном моногамном браке жена обеспечивает своего бездельника-мужа. Я беру на себя обязанности и ответственность: мужчина должен обеспечивать всех — не только жен, но и детей, — всем необходимым.

В таком укладе есть множество плюсов. Например, живут мужчина и женщина в браке, а жена не может родить. Что происходит в традиционных семьях? Некоторые смиряются с этим, другие усыновляют, но и зачастую происходит третье — развод. А ведь можно завести вторую жену, и это не будет чем-то новым, потому что то же самое произошло с пророком Авраамом: когда его жена Сара не смогла родить, то по ее собственной рекомендации он женился на ее служанке. 

Кроме того, подобная форма семьи оберегает мужчину от случайных, сомнительных связей. В традиционных семьях, если муж испытывает неудовлетворенность от интимных отношений, он заводит любовницу. На вид все прилично и по канонам — одна жена, — но зато есть куча любовниц — это лицемерие. 

Но у меня, как и у других мужчин в таких семьях, есть и трудности. В исламе есть обязанность одинаково справедливо относиться к женам, но одинаково относиться невозможно. Можно хорошо относиться к обеим, но по-разному. И ревность никто не отменял. Даже в мусульманских странах, где дети с детства привыкли, что у папы две жены, и это является для них нормой, человеческие инстинкты — злоба, обида — дают о себе знать. Жены ревнуют друг к другу, некоторые даже идут дальше и строят козни. 

Моим двум женам сложно бороться с чувствами, у них женская ревность друг к другу, куда от нее деться. А я со своей стороны со своими чувствами справляюсь, ведь действительно можно двух женщин любить, по-разному, конечно. Это как разные цветы: кто-то любит розы, кто-то гвоздики, а кто-то — и то и другое, ведь они разные. В некоторых семьях есть два или три автомобиля. Есть джип для зимы, есть спортивный автомобиль, есть городской автомобиль. И к каждому автомобилю владелец имеет свои чувства. В традиционных семьях мужчина может создать лишь видимость того, что она единственная, и иметь кучу любовниц. А в таких семьях, как моя, мужчина честен и открыт.

В моей семье женщина знает, что если муж не дома, то он у второй жены, и ей не приходится и переживать. Мои жены в целом меня понимают. То есть на 80% каждая из них меня поддерживает, но 20% — в них играет недовольство, всегда есть надежда, хочется быть одной-единственной.

Но на планете достаточно много племен — в Тибете, в Индии, также на Маркизских островах, — где существует обратная практика, женщины имеют там 2, 3, 4 мужей. Бывают и групповые семьи. 

Очевидно, что мы двигаемся в сторону большей свободы. Если посмотреть на развитые страны, например, на Швецию, у них институт брака теряет статус.  Они практикуют несколько видов сожительства, а из 100% зарегистрированных браков 80% распадается <на самом деле 47%, в то время как в России — 62% — The Insider>. Институт моногамной семьи переживает кризис, на мой взгляд, потому что в браке двух людей слишком жесткие правила: мы живем вдвоем, если нам что-то не нравится, если мы друг друга не удовлетворяем или в постели, или психологически, то у нас есть два варианта: мы вынуждены терпеть друг друга или развестись. Сейчас люди долго не терпят — это уже не наши родители, дедушки и бабушки.

Большинство людей, которые меня окружают — в основном либо мои единомышленники, либо мои единоверцы. И многоженство не то что осуждения не вызывает, а некоторые высказывают не то чтобы зависть, но одобрение. Говорят: «Ты перешел на новый уровень, ты сумел это сделать, а мы еще не созрели. Не то что с двумя, а с одной не созрели».

Я проводил небольшой соцопрос, и многие говорили, что у них были такие плохие отношения с женой, когда она была одна, а потом, когда появилась вторая, наладились отношения с первой. Это мужчина, у него другой мир, чем у женщины. Паззлы в своем мировоззрении он складывает по-своему: если каких-то паззлов не хватает, женщина ему не дает полную картину, он эти недостающие паззлы ищет. Есть два варианта: брать их в аренду, восполнять их временно, а потом появляться перед своей единственной, или найти эти недостающие паззлы надолго, в другой семье. 

Али

Я родился и вырос в селении Анди Ботлихского района, Дагестан. В 22 года поступил в Дагестанский государственный университет в Махачкале. С тех пор живу и работаю здесь. В данное время у меня две жены, ищу третью. Разница между двумя женами и женой и любовницей в том, что жена есть жена, и неважно, какого она счета или номера. Она для меня несравнимо выше, чем любовница или любимая девушка. Жена — это благо для мужчин, так как бог создал женщин и мужчин взаимодополняющими и нуждающимися друг в друге. А блага должно быть много и с запасом.

Сама природа людей показывает, что мужчина в состоянии быть опорой для женщины не только физически или умственно, но и, не менее важно, — психологически. Поэтому многомужество противоречит самой природе людей и их отношений. А я за естественное, и даже продукты питания предпочитаю натуральные и естественные.Мои жены не работают, а выполняют домашнюю работу, ухаживая за мужем, рожая и воспитывая детей, как это принято испокон веков. Создают уют дома. Я в принципе не против, если они будут работать, но заставить их я не имею права.

Появление второй жены я согласовал только со всевышним и с самим собой. Мои родители, братья и сестры, друзья относятся с пониманием к этому. Но есть те, кто не поддерживает многоженство: например, знакомые, коллеги и малая часть родственников.

Я и не стремлюсь к тому, чтоб они дружили или общались, ведь тогда они смогут сговориться между собой

Между моими женами нет отношений, потому что они живут отдельно. Я и не стремлюсь к тому, чтоб они дружили или общались, ведь тогда они смогут сговориться между собой. Среди них нет никакой иерархии и не может быть, ведь это показатель несправедливости. Ревность появляется тогда, когда одна из них считает, что я несправедлив к ней или ущемляю ее права, чего я стараюсь избегать. Так что справедливость помогает преодолевать ревность. Есть только распределение времени между женами — я чередую между ними ночи. А внимание к ним обычно одинаковое.

Многоженство здесь не так сильно распространено, это редкость. Хотя обсуждают это активно. Правительство вообще игнорирует такого рода вещи, им не до этого.

Амин

Мне 42 года. Я родился и вырос в одном из дагестанских сел. Живу с 1997 года в Махачкале. Первый раз женился в 25 лет, второй раз — в 37. Плюсы многоженства — в полноценности, уверенности, надежде на награду от всевышнего за то, что ты взял на себя этот груз и ответственность еще за одну семью. 99% мужчин, женатые на одной женщине, думают о второй. Такими они созданы. Но не все решаются по тем или иным причинам. Еще один плюс многоженства — конкуренция: каждая старается быть лучше другой в послушании, внимании, отношениях. Физиологически ты здоров, так как жизнь стабильна и нет проблем медицинского характера, а это очень имеет значение для полноценного мужчины.

С первой женой я согласовал появление второй, так как хотел мирно решить, без обмана. Но все равно не получилось, так как в начале она согласилась, но позже начала негативно относиться к этому. И мне пришлось молча жениться, а потом сказать.

Каждая жена со своей семьей, своими детьми и своим домом у меня отдельно, но часто обе семьи собираются, готовят вместе. Покушают, поиграют, поболтают, и каждая к себе. Некоторые вопросы вторая решает по совету первой, так как та старше ее на 10 лет, у нее больше детей и жизненного опыта. Отношения между женами хорошие. Мне повезло. Вот если бы окружающие не мешали бы, то вообще было бы супер. Осуждение есть. Особенно возмущаются женщины и мужчины, которые хотят, но не могут. Есть и те, кто одобряет и поддерживает.

Пока сложности в работе, и не до внимания. Только ночи, как положено, по очереди делю

Я не очень доволен тем, сколько уделяю внимания женам. Но есть искренние намерения исправить положение. Пока сложности в работе, и не до внимания. Только ночи, как положено, по очереди делю, и все. По необходимости отвожу, привожу жен по выходным к родственникам и т. д. Всегда открыто говорю им все как есть, ничего не скрывая. Иногда говорю, что если продолжится то, что мне не нравится, то я третью возьму.

Пусть Аллах убережет меня от любовницы. Разница между любовницей и женой — это как разница между тем, чтобы есть мертвечину или халяльное мясо. С любовницей ты под проклятием Аллаха, тогда как со второй и другими женами ты получаешь награду за кусок еды, что положил ей в рот, или за близость.

Малика

Я родилась в Ростовской области, село Андреевка. Училась там, школу закончила. Оттуда меня украли, привезли в Чечню.

Я шла домой из магазина, меня окружили парни, с ними одна девушка была, моя знакомая. Запихнули в машину и увезли. Человека, который меня похитил, я видела до этого три раза. Он меня приглашал на свидания, я ему отказывала, потому что у меня был парень, мы уже второй год встречались, это была юношеская влюбленность, поэтому знаков внимания от других я не принимала. Я знала, что у меня есть человек, с которым я буду в дальнейшем устраивать свою семейную жизнь после учебы в институте — я еще хотела поступить на юридический.

Конечно, при советской власти этого не позволялось — мне было только 16 лет. Хотели начать уголовное дело, но заявление должны были написать мои же родственники, а никто не написал — по обычаям нельзя, это позор. Все уладилось, обо всем договорились. Нужно был остаться и жить с этими людьми, хоть я этого и не хотела. Потому что если девушку вернут, она считается уже не девственницей. Она может быть девственницей, но считается, что она уже запачкана, что ее чужой мужчина трогал, и парни этого боятся, поэтому с такой девушкой большинство не хотят связывать свою жизнь.

В той семье я прожила 19,5 лет, родила троих сыновей и дочку и в конце концов ушла оттуда. Все это время я оставалась ради детей — ждала, пока самый младший хотя бы подрастет до 11 лет, чтобы он понял причину, по которой я уйду. У нас в большинстве семей детей не отдают матерям. По обычаю ребенок должен оставаться при отце.

Я ушла тайно, так бы муж не отпустил меня. Хотела еще, тоже тайно, увезти детей, если они будут согласны. Старшему было 16, второму — 15, почти взрослые. И они постеснялись уйти ко мне от своих родственников, потому что у нас так не принято. Говорят, если бросаешь родственников по отцу, значит, ты не мужик, ты тряпка, ушел за материной юбкой. Мальчики-то хотели, но в дальнейшем им надо было жить среди своих родственников. Из-за этого они сказали мне, что они меня любят, что они меня не бросят, будут ко мне приходить постоянно, но будут жить там, чтобы их не упрекали родственники по отцу. Сейчас они уже взрослые, у всех свои семьи. Все общаются, приезжают ко мне.

Сейчас я уже 18-й год замужем за другим человеком. У моего второго мужа есть еще одна жена. Не знаю, многоженство это или нет — у нас по обычаю четыре жены полагается. Помимо религиозной церемонии, которая проводится со всеми женами, брак с первой женой оформляется еще и юридически, потому что дети должны быть с фамилией отца. Остальных детей, которых рожают другие жены, он тоже на свою фамилию записывает.

Общих детей у нас с мужем нет: у меня своя семья, свои дети, у него — свои. Поэтому мы решили, что детей рожать не будем. С первой женой своего мужа я не общаюсь, хотя знаю ее. Есть семьи, в которых жены общаются, как сестры, друг к другу заходят в гости, их дети играют вместе. Много таких семей. Я живу отдельно от нее, если она изъявит желание общаться — пожалуйста, а так, навязываться не хочу и не буду. У нее обида, я ее тоже понимаю, потому что ее муж женился на мне. Муж живет со мной. Когда мы только поженились, он года три ходил туда-сюда, а после этого начал жить со мной уже. Под вечер на час-полтора заходит к детям, к внукам, чтобы они знали, что он не ушел никуда.

Мой муж уже на пенсии. Когда он берет пенсию, всегда отдает той семье, хотя должен приносить к нам в дом. Его дети уже взрослые, младшему 33 года, сами должны его обеспечивать. Я даже ничего ему не говорю, потому что сама зарабатываю нормально. То, что я зарабатываю, идет в наш общий бюджет. Его первая жена никогда не работала, сидела с детьми. Он всю жизнь их обеспечивал.

Согласно опросу Фонда Белля, который проводился в 2015 году в северокавказских республиках, в полигамный брак чаще вступают женщины от 17 до 30 лет (36%). В группах от 46 и свыше 60 лет от 92% до 100% браков — моногамные. При этом большинство кавказских женщин полигамию не одобряют. Полностью отрицательно и скорее отрицательно в Ингушетии к многоженству относятся 69,1% опрошенных, в Кабардино-Балкарии — 56,7%, в Дагестане — 79%, в Чечне — 90,2%.

Всегда было многоженство в Чечне. Это не грех — это закон, обычаи, традиции. Каждая нация должна блюсти свои обычаи. Ничего стыдного я в этом не вижу. Это не мы придумали, это испокон веков идет. Хотя в центральной России явно не говорится о многоженстве, у многих русских мужчин есть несколько жен в разных городах. Просто это все держится в тайне. Командировки, какие-то поездки — это все многоженство русских мужчин. А у нас все явно происходит.

Лучше пусть он живет с двумя, тремя женами, чем будет гулять с кем попало, какую-то заразу подцепит

Мне сейчас 51 год. Может, в молодости я бы по-другому отнеслась к этому, но сейчас отношусь лояльно. Мне кажется, лучше пусть человек будет жить с двумя, с тремя женщинами, чем будет гулять с кем попало, какую-то заразу подцепит. Мужчины — народ очень энергичный сам по себе, они торопятся жить больше, чем женщины, поэтому хотят отхватить больше слабого пола. Они, наверное, не насытятся одной женой.

Про многомужество я вообще не слышала, даже говорить не хочу. Это вообще грязь, неприемлемо для меня и, думаю, для всей России. Женщина должна быть культурней, чем мужчина, чище, потому что она мать, она должна рожать детей, наследников.

Многие знают о том, что у моего мужа есть первая жена, но я об этом даже не разговариваю ни с кем, нет времени. Есть люди, которым нечем заняться, кроме сплетен. Они, наверное, говорят за спиной, но я к этому не прислушиваюсь. Когда меня спрашивают, я деликатно даю понять, что этот разговор для меня неприятен.

Подпишитесь на нашу рассылку

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google Chrome Firefox Safari