Расследования
Репортажи
Аналитика
  • USD100.68
  • EUR106.08
  • OIL74.45
Поддержите нас English
  • 4544
Экономика

Атом против барреля. Газовый шантаж России заставляет Германию переосмыслить свой отказ от атомной энергии

Ведущая экономика Евросоюза — Германия — оказалась одной из самых зависимых от российских энергоресурсов. Проблема в том, что страна в рамках «зелёного курса» не только закрыла угольные ТЭЦ, но и решила полностью отказаться от ядерной энергетики, хотя ее ущерб экологии минимален. Теперь Берлин, а вместе с ним вся Европа, не может слезть с российской газовой иглы, продолжает покупать у Москвы топливо и косвенно финансировать российскую агрессию в Украине, сводя на нет эффект от санкций. А в условиях снижения российских поставок Германия в итоге возвращает в эксплуатацию самые грязные ТЭЦ — угольные. На этом фоне возобновились дебаты о необходимости вернуться к атомной энергии. Правда, теперь быстро сделать это уже не получится, и зимой Германию могут ждать серьезные проблемы.

Содержание
  • Газовый шантаж

  • Энергетический кризис по наследству

  • Газовая ловушка захлопнулась

  • Без угля и мирного атома

  • Ядерная энергия — меньшее зло

  • Уголь вместо атома

  • Работа над ошибками или хождение по граблям

Газовый шантаж

В середине июня «Газпром» на 40% сократил поставки по «Северному потоку», что привело к панике на рынках и очередному скачку цены на газ. Российская компания объяснила снижение объемов перекачки введением западных санкций, в частности отказом Канады вернуть газотурбинный двигатель для газопровода «Северный поток». Агрегат проходил ремонт на заводе производителя — компании Siemens Energy в Монреале. 11 июля «Газпром» уже полностью приостановил поставки на 10 дней, назвав это плановыми техническими работами.

В Евросоюзе такие действия расценили как энергетический шантаж и нарушение договорных обязательств и призвали готовиться к полному прекращению поставок. Но Оттава вскоре все же согласилась вернуть турбину, а также вывела из-под санкций другое газопрокачивающее оборудование «Газпрома». «Северный поток» хоть и не в полную силу, но заработал. Пойти навстречу Путину канадского премьера убедил канцлер Германии Олаф Шольц. Европейские страны вздохнули с облегчением. Однако вскоре «Газпром» объявил, что предоставленные Канадой документы на агрегат вызывают вопросы. 27 июля компания сообщила об остановке работы еще одной турбины, потому что ей требуется ремонт. Россия снова сократила подачу газа в Европу, теперь на 15%. Суточные объемы поставок со 167 млн кубометров снизились до 30 млн кубометров, а это пятая часть плановой мощности.

Суточные объемы поставок газа со 167 млн кубометров снизились до 30 млн кубометров — а это пятая часть плановой мощности

В Еврокомиссии оказались не готовы к прекращению поставок газа из России, ведь зависимость от него ещё слишком высока. На фоне этих опасений в Москву прибыл бывший канцлер ФРГ Герхард Шрёдер. Он заявил журналистам, что приехал «в отпуск». Однако его жена раскрыла настоящую цель поездки: Шрёдер — друг Путина и бывший член совета директоров «Роснефти» — приехал, чтобы участвовать в неофициальных переговорах по газу. Главным переговорщиком оказались представители Германии и в этом нет ничего удивительного: страна больше всех в Евросоюзе зависит от российских поставок. Немецкие СМИ публикуют пугающие отчеты о последствиях дефицита энергии для предприятий, а министр экологии и энергетики Роберт Хабек призвал граждан последовать своему примеру и мыться в душе не более пяти минут, чтобы сэкономить воду.

Энергетический кризис по наследству

Отдуваться за ситуацию, в которой оказалась Германия, приходится нынешнему канцлеру Олафу Шольцу. Ему даже предрекали отставку из-за кризиса в энергетике.

«Происходит настоящая драма с поиском виноватых в принятии катастрофического решения отказаться от ядерной энергетики 10 лет назад. Германия попала в полную зависимость от России. Репутация Ангелы Меркель, которую раньше боготворили, уничтожена, и две трети избирателей осуждают Олафа Шольца за то, что он не сумел обеспечить энергетическую безопасность», — пишет британская The Telegraph в статье с заголовком «Лицемерную Германию поставили на колени». В статье говорится, что ФРГ больше всех говорила о зеленом переходе и экологии, а в итоге сама не может слезть с нефтяной иглы. По мнению автора материала, теперь Германию презирают в странах Восточной Европы и Балтии.

«У Германии нет аргументов против газового шантажа России», пишет британская The Spectator и называет ФРГ самым слабым звеном в ЕС. Такие нападки на руку российской пропаганде. Ведущие и эксперты на телевидении активно обсуждают вопрос отставки Шольца и пытаются убедить общественность в том, что санкции против России в первую очередь бьют по европейским лидерам, а не по Москве.

На самом деле Шольц вынужден разбираться с последствиями политики своих предшественников. История зависимости Германии от российских (а в то время ещё советских) энергоресурсов берет начало в 70-х годах. 1 февраля 1970 году представители ФРГ и советского руководства заключили первое крупное соглашение о строительстве трубопровода из Сибири в Западную Европу, так называемую «Сделку века» — газ в обмен на трубы. ФРГ должна была поставлять в Союз технику и оборудование, в том числе трубы большого диаметра для строительства газопровода, а СССР — газ для немецкой промышленности в объеме не менее 52,5 млрд кубометров в течение 20 лет.

С тех пор в течение десятилетий Германия развивала отношения с СССР, а затем Россией по принципу Wandel durch Handel — «перемены через торговлю». Согласно этой идее, авторитарные страны можно реформировать с помощью диалога, сотрудничества и совместного бизнеса. Сторонники этой идеи верили, что следование этому принципу позволило сломать Берлинскую стену и способствовало объединению Германии

На протяжении всего этого времени США и НАТО предупреждали, что такое сотрудничество лишит ФРГ энергетической независимости. Ещё в 1970 году дипломат и советник по национальной безопасности США Генри Киссинджер писал президенту Ричарду Никсону: «Сможет ли он [экс-канцлер Германии Вилли Брандт] контролировать то, что начал?». Однако эти предостережения в Германии воспринимали легкомысленно. Берлин никогда не будет полагаться на СССР даже в отношении 10% своих поставок газа, утверждал глава газового департамента министерства экономики в секретных переговорах с альянсом.

Газовая ловушка захлопнулась

Спустя 50 лет опасения США и НАТО сбылись. В 2020 году Россия поставила в Германию более половины природного газа, около трети всей нефти и половину импортируемого Германией угля.

Электроэнергия Германии по источникам в 2021 г.
Электроэнергия Германии по источникам в 2021 г.

«Договоренность…превратилась в инструмент агрессии. Сейчас Берлин финансирует войну России против Украины, оплачивая поставки топлива», — пишет колумнист The Guardian Патрик Винтур.

«Тридцать лет немцы читали украинцам лекции о фашизме, — написал в своем Twitter профессор Йельского университета в США, специалист в области Восточной Европы Тимоти Снайдер. — Когда фашизм действительно пришел, оказалось, что немцы его финансируют, а украинцы погибают, сражаясь с ним».

В настоящий момент Германия — второй в мире после Китая крупнейший импортёр российского ископаемого топлива, а из стран Евросоюза — самый крупный. За первые три месяца войны ФРГ приобрела российского газа на $12,7 млрд, обеспечив около 13% российской выручки от экспорта ископаемых энергоресурсов — нефти, газа и угля. Эти деньги Москва использовала для поддержки рубля и покупки артиллерийских снарядов, обстреливающих украинские позиции в Донецке, пишет The Guardian.

Вопрос об отказе от российских энергоресурсов стал краеугольным камнем при согласовании санкций. После начала российского вторжения в Украину только США и Швеция полностью отказались от импорта российских энергоносителей, сократив его на 100% и 99% соответственно. Германия же в мае уменьшила свою зависимость всего на 8% по сравнению с мартом — это один из самых низких результатов среди государств Евросоюза.

С начала войны страны ЕС заплатили за российское ископаемое топливо в общей сложности более 77 млрд евро, что почти в 6 раз превышает сумму, которую Украина получила в качестве помощи: по данным Национального банка Украины, это около $13 млрд по состоянию на 26 июля. Дефицит газа — проблема далеко не одной только Германии. Но если она погрузится в рецессию, то может утянуть за собой и всю остальную Европу.

Согласно шестому пакету санкций, в конце 2022 года начнет действовать полный запрет на импорт сырой нефти из России в страны ЕС. А значит вполне вероятно, что Германия останется без топлива. Страна пытается найти новые источники и срочно диверсифицировать поставки, но наверстать упущенное сложно — в первую очередь из-за принятых ранее решений отказаться от атомной энергетики и от угля, к которому страна шла последние десятилетия.

Без угля и мирного атома

В конце 60-х власти Германии предполагали, что именно атомная энергетика станет основным источником энергии для страны. Всего с 1957 по 2004 год в ФРГ запустили около 110 реакторов, включая исследовательские установки, и активно строили новые. До катастрофы на Фукусиме в Японии Германия производила около четверти своей электроэнергии из ядерного топлива, то есть примерно столько же, сколько в США.

Постепенно доля ядерной энергетики от общего объема производимой электроэнергии в ФРГ сокращалась, пока не остановилась на уровне около 12%.

Сокращение доли атомной энергетики в производстве электроэнергии в ФРГ.
Сокращение доли атомной энергетики в производстве электроэнергии в ФРГ.

Дискуссии вокруг ядерной энергии начались уже в 70-х, ещё до аварии на Чернобыльской АЭС, а после неё — стали еще более актуальны. С середины 80-х в стране не было построено ни одной новой атомной электростанции. Свои АЭС были в ГДР, но после объединения Германии их закрыли из-за различий в стандартах безопасности. Под давлением экологов в 2000 году федеральное правительство и предприятия энергоснабжения достигли так называемого «атомного консенсуса». Было решено запретить строить новые АЭС и постепенно закрывать существующие. Можно с уверенностью сказать, что противники атомной энергетики в ФРГ победили.

Сейчас в стране осталось три действующих энергоблока общей мощностью 4 ГВт. Это АЭС в городах Изар, Некарвестхайм и Эмсланд. Но, согласно плану, их должны отключить в этом году. Вопрос в том, сделает ли это правительство Шольца, учитывая одновременный плановый отказ от угля, и вынужденный — от российского газа?

Из всех партий главными критиками ядерной энергии в Германии были «Зелёные». Они значительно укрепили свои позиции за последние десятилетия. На мартовских выборах в бундестаг «Союз 90 / Зелёные» заняли третье место и вошли в коалицию с партией Шольца — социал-демократами. Они также регулярно высказывались против атомной энергетики.

Ставка на возобновляемые источники энергии (ВИЭ), отказ от мирного атома и постепенный уход от ископаемых источников легли в основу проекта энергоперехода Германии. Проблема в том, что этот план не предусматривал вторжения России в Украину и необходимости срочного отказа от российского газа. Теперь об энергопереходе можно забыть, а вот о продлении срока службы действующих АЭС Шольцу напоминают всё чаще — как о единственном выходе из сложившейся ситуации.

Ядерная энергия — меньшее зло

На фоне отказа от российских энергоресурсов Европарламент утвердил использование атома и сжигание газа экологически чистыми. Это весьма распространённая точка зрения, а теперь и официальная в Европе. На голосовании 6 июля временное включение атомной и газовой энергетики в число зелёных инвестиций поддержали 328 членов Европарламента. Против высказались 278 депутатов. Решение в числе прочего позволит строить в Европе АЭС до 2045 года.

Атомные электростанции вырабатывают энергию путем деления частиц. Сжигания ископаемого топлива не происходит, поэтому ядерная энергетика даёт минимальные выбросы углекислого газа. По данным Standard Uranium, использование ядерной энергии сократило выбросы CO более чем на 60 млрд тонн с 1970 года.

Даже с учетом стихийных бедствий и аварий (за всю историю их было 33) на ядерную энергетику приходится один из самых низких показателей смертности на тераватт-час произведённой электроэнергии. Для подсчёта используется метод «оценки жизненного цикла», с помощью которого специалисты пытались определить количество потенциальных жертв и пострадавших от самого начала работы с энергоресурсом и до момента попадания его к потребителю.

Количество смертельных случаев на 10 тераватт-час произведённой энергии.
Количество смертельных случаев на 10 тераватт-час произведённой энергии.

Самыми опасными видами ожидаемо оказались ископаемые — уголь и нефть. Процесс их добычи связан с высокими рисками для рабочих в течение всего процесса производства. Относительно безопасными считают солнечную и гидроэнергетику. В первом случае риски связаны с монтажом солнечных панелей. А аварии на ГЭС хоть и являются смертоносными, но происходят крайне редко. Исходя из такой же логики в число самых безопасных попала и ядерная энергетика, где на 10 тераватт-час приходится менее одной смерти — в тысячу раз меньше, чем при использовании угля.

Уголь вместо атома

Энергетического кризиса в нынешнем виде можно было избежать, задумайся ФРГ о диверсификации источников раньше. Сейчас очевидно, что на одних возобновляемых источниках выехать не получится. Чтобы построить солнечные и ветряные станции, нужно время, а до зимы осталось менее полугода.

«Зелёные» в Германии последовательно выступали и против ископаемых источников, в первую очередь угля как самого «грязного», опасного и неэкологичного. Парадоксально, но даже это власти ФРГ посчитали меньшим злом по сравнению с атомной энергетикой, и в качестве временной меры выбрали возобновление не АЭС, а 16 остановленных ТЭЦ, работающих на угле и нефти. Также решили продлить срок эксплуатации ещё для 11 таких предприятий.

Возобновление работы ТЭЦ Шольц назвал тяжелым решением и пообещал, что это лишь на короткое время. Углеродный след производства электроэнергии в Германии — один из самых серьезных в Европе именно из-за значительного использования угля. Страна планировала постепенно отказаться от него к 2030 году. При этом от российского откажется уже с 1 августа, а от нефти из России — с 31 декабря.

Углеродный след производства электроэнергии в Германии — один из самых серьезных в Европе из-за значительного использования угля

Также ФРГ строит терминалы для сжиженного природного газа (СПГ), который будет поступать из-за рубежа. Три терминала планируется возвести вдоль северного побережья, но прежде специалистам необходимо найти и обезвредить все неразорвавшиеся со Второй мировой войны боеприпасы, пишет The Wall Street Journal. В районе Северного и Балтийского морей на дне может находиться приблизительно 1,6 млн тонн оружия и взрывчатых веществ.

Интересно, что из-за жары в Германии побила рекорд солнечная генерация. Но её приток — капля в море по сравнению с увеличением расходов для кондиционирования домов и предприятий.

Работа над ошибками или хождение по граблям

Преимущество АЭС перед остальными источниками зеленой энергии очевидны: атомные установки могут вырабатывать электроэнергию круглосуточно, в отличие от солнечных и ветряных электростанций, которые зависят от погоды, а ресурсы для атомной энергетики почти не ограничены. Затраты на топливо низкие, но вот строительство АЭС — это очень дорогая и долгая задача. Поэтому речи о строительстве новых АЭС в Германии пока нет, обсуждается лишь продление срока службы существующих АЭС. Но и это технически технически сложно. Олаф Шольц утверждал, что топливных стержней хватит до конца года, а на получение новых уйдет от года до полутора, если заказать их сейчас.

Не закрывать АЭС Германию просят и представители других стран. Министр климатической и энергетической политики Нидерландов Роб Джеттен заявлял, что глупо делать это на фоне энергокризиса и тем более в преддверии зимы. Три оставшиеся АЭС могли бы выработать от 6% до 11% энергии в годовом исчислении — ощутимая доля, когда важен каждый ватт. Этот показатель можно было бы повысить, открыв уже остановленные станции, правда, это история гораздо более продолжительная и сложная.

Шольц хочет дождаться результатов второго стресс-теста на безопасность энергоснабжения, и уже потом принять решение. В правительстве заявили, что итог проверки будет не ранее чем через несколько недель. Времени у Берлина не так много — скоро в Европу придут холода. Война, развязанная Россией в Украине, не заканчивается. Вопрос в том, найдётся ли у правительства ФРГ политическая воля оставить АЭС и окончательно отказаться от привычных планов полагаться на Россию в вопросе топлива. Или же подход Wandel durch Handel снова возобладает, и российские энергоресурсы потекут в ФРГ — под влиянием германо-российского промышленного лобби и способности Путина подкупать и коррумпировать европейских политиков.

Подпишитесь на нашу рассылку

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google Chrome Firefox Safari