Расследования
Репортажи
Аналитика
  • USD108.01
  • EUR113.09
  • OIL72.68
Поддержите нас English
  • 3373

В уголовном деле о «русской мафии» в Испании, которое 19 октября было передано в суд первой инстанции Мадрида, содержится указание на некий «дом Владимира Путина» в Торревьехе, провинция Аликанте. Известно, что ранее в Торревьехе работала Петербургская фирма, в отношении которой еще в 1999 году в России было возбуждено уголовное дело в связи с отмыванием денег, похищенных из бюджета города в период работы Путина вице-мэром.  Анастасия Кириленко отправилась в Торревьеху в поисках «дома Путина», а затем поговорила с российским следователем, ведшим уголовное дело об отмывании в Испании денег мэрии. Следователь и по сей день уверен – из этого уголовного дела «торчали уши Путина».

Как «дом Путина» оказался в уголовном деле

The Insider уже писал об испанском уголовном деле о «русской мафии», где среди 26-ти обвиняемых оказались Геннадий Петров, Александр Малышев, депутат Госдумы Владислав Резник – им вменяется в вину создание преступного сообщества в 1996 году в Испании, занимавшегося отмыванием денег через сеть фиктивных компаний и сделки с недвижимостью. Сообщество действовало на территории провинций Аликанте, в Малаге, Мадриде и Майорке.

В рамках расследования в конце 2006 года подозреваемых «авторитетов» из Санкт-Петербурга поставили на прослушку. В одном разговоре от 26 августа 2007 года между Леонидом Христофоровым и Геннадием Петровым, последний сообщает, что Кумарин-Барсуков был «задержан по распоряжению царя». «Речь может идти о Владимире Путине», - говорится в обвинительном заключении.

Через четыре дня 30 августа 2007 года был записан разговор, в котором «авторитет» Великолукской группировки, имевшей давнюю историю взаимоотношений с «тамбовской», Виктор Гавриленков, приглашал в Испанию некого Сергея (о ком именно речь, пока не установлено). Гавриленков в разговоре упоминает, что дистанцировался от других авторитетов - Сергея Кузьмина и Геннадия Петрова. (По данным следствия, после ареста авторитета Кумарина Гавриленков попытался восстановить своё влияние в России. Удалось ему это или нет – неизвестно, но в 2008 году ему удалось скрыться от ареста испанской полицией на территории России. Собственно, и Геннадий Петров, как уже писал The Insider после того как был отпущен «на лечение» в Россию де-факто был освобожден и счастливо проживает в центре Петербурга в одном доме с членами кооператива «Озеро»).

Далее пересказ разговора в испанском уголовном деле выглядит так:

 «Сергей говорит, что он будет пытаться поехать в Барселону. Виктор Гавриленков рекомендует ехать прямо в Аликанте, есть прямые рейсы из Москвы, “так я представлю тебя важному человеку..... Сейчас нужно видеть то, что возможно достичь и начинать работать«. Виктор спрашивает, знает ли он, что инвестируют в порт. Сергей говорит, что да. Сергей говорит, ему сказали, что все это началось из-за «синих" в Сибири но Гавриленков отвечает, что это глупо поскольку «глава ФСБ Санкт-Петербурга, (Юрий Игнашенков) ушел перед этим».

 В переводе на человеческий язык, Сергей опасается, что ФСБ («синие») включились в перераспределение контроля на портом Санкт-Петербурга, но Гавриленков его успокаивает – ФСБ тут ни при чем, все под контролем «авторитетов».

 Далее обсуждаются и другие люди из Петербурга, которые «контролируют всех, в том числе прокуроров».

В конце концов Сергей обещает приехать в Аликанте. «Виктор обещает устроить с отелем. Виктор говорит, что есть несколько отелей в Аликанте, дом Путина не слишком далеко отсюда, в Торревьехе», - приводит Специальная прокуратура Испании по борьбе с коррупцией и оргпреступностью содержание разговора.

Что конкретно имеется в виду и есть ли у Путина действительно «дом в Торревьехе», испанские прокуроры не знают. Напрямую с делом Петрова и других обвиняемых это не связано, а Гавриленков скрылся.  Меж тем это, возможно, не единственное упоминание в уголовном деле о недвижимости Путина в Испании. 31 августа 2015 года The Times сообщила, что в уголовном деле также была записка, согласно которой Геннадий Петров должен был заниматься приобретением недвижимости для Путина в Малаге.

О том, что в действительности Путин делал Торревьехе и что связывает его с лидерами международной преступной группы The Insider выяснял на месте.

Торревьеха: филиал «придворной компании» мэрии Петербурга

Торревьеха стала первой «столицей русских в Испании» в начале 1990-х. Это было место, где проходили перестрелки, а «деньги перевозились в рюкзаках» - вспоминает житель Торревьехи на условиях анонимности.  Это город в 50-ти километрах от Аликанте, который является столицей одноименной провинции. Аликанте — одно из мест, где, как считают испанские прокуроры, «русская мафия» была наиболее активной, начиная с 1996 года и до 2008, когда были произведены аресты главарей. Здесь до сих пор висят вывески на русском, сообщающие о работе адвокатов, агентств недвижимости и от ЧОПа «ZASHITA».

Естественно, никакого официального «дома Путина» в Торревьехе нет. По воспоминаниям местных жителей, в 1994 году он приезжал в Торревьеху и останавливался здесь в районе Ла Мата. Однако этот дом мог быть просто арендован — утверждает житель Торревьехи.

Что Путин мог делать в Торревьехе в каком бы то ни было качестве — владельца шале или гостя?

В начале 2000-х прогремело расследование уголовного дела 144128 в Петербурге, концы которого уходили в этот испанский городок.

20 октября 1992 в комитете по внешним связям мэрии Санкт-Петербурга, возглавлял который, напомним, Владимир Путин, была зарегистрирована частная строительная корпорация АО «XX трест». Ее бессменным директором был депутат Заксобрания Сергей Никешин. В 1992 корпорация взяла из бюджета Петербурга кредитов на 28 миллиардов рублей, или (по тому курсу) около 34 миллионов долларов. Все эти деньги были выданы в виде кредитов из бюджета по распоряжениям, подписанных заместителями мэра Собчака Владимиром Путиным, Алексеем Кудриным, Михаилом Маневичем. Это само по себе странно, ведь лишних денег у города тогда не было. Мегапроекты, вроде делового центра «Башни Петра» в Петербурге остались на бумаге, на их месте - пустырь.

Контрольно-ревизионное управление (КРУ) Минфина начало проводить проверку корпорации по письму УБЭПа Петербурга в октябре 1996 года, закончило к июлю 1997. Выяснилось, что, не имея прибыли и не возвращая кредиты, корпорация XX трест перевела, среди прочего, сотни тысяч долларов в Торревьеху, где был зарегистрирован филиал корпорации. На эти деньги был построен апарт-отель «Ла Палома» из двух зданий с бассейном. The Insider удалось обнаружить фото проекта, совпадающего со зданием в Торревьехе, которое до сих пор называется «Комплекс Ла Палома»).

la paloma (1)
Так проект La Paloma в проекте XX треста
OLYMPUS DIGITAL CAMERA
Сегодня на месте апарт-отеля просто дом с квартирами, продающимися по отдельности

Неподалеку в местечке Рохалес была приобретена вилла в районе Донья Пепа, говорится в отчете КРУ Минфина. Корпорация занималась и другими проектами в Торревьехе, переводя средства с валютного счета из Петербурга на филиал в Испании за проектно-сметную документацию из Петербурга и консалтинговые услуги.

"Из дела торчали уши Владимира Владимировича, в суд оно бы пошло только с этими товарищами – Путиным и Кудриным"

В 1999 году на основе материалов проверки главным следственным управлением ГУВД Петербурга было начато уголовное дело №144128. Бывший следователь по особо важным делам Андрей Зыков пояснил The Insider: «из дела торчали уши Владимира Владимировича, в суд оно бы пошло только с этими товарищами – Путиным и Кудриным». Связь между Никешиным и Путиным была очевидной. В частности, на одной из просьб Сергея Никешина «выделить средства на ремонт монастыря в Израиле» стоит резолюция Путина «согласиться», документ публиковала Новая газета. Однако следствие выяснило, что деньги, выделенные по спецзапросу Никешина к Путину, были переведенны не в Израиль, а в Испанию. Причем он составлен так, что ясно — просьба была уже не первой. Следствие также установило, что Путин и Никешин вместе ездили в Финляндию (они этого не афишировали, но следствию удалось найти билеты). Следователь Зыков также сообщил The Insider, что по его данным именно XX трест строил пресловутую дачу Путина в кооперативе «Озеро», но доказательств этому обнаружить не удалось.

Кроме того, по показаниям рабочих корпорации, которых удалось допросить следствию, в районе Торревьехи они строили виллы для Сергея Никешина, Владимира Путина (которого даже якобы видели на стройке) и банкира Владимира Когана. «Все эти показания брал оперативник Олег Калиниченко, который ныне находится в монастыре», - сообщил Андрей Зыков.

Контролер Василий Кабачинов, чей отчет лег в основу уголовного дела, вскоре трагически погиб — сгорел в бане, его смерть была признана несчастным случаем. Уголовное дело 144128 было прекращено в 2000 за отсутствием состава преступления и сдано в архив после того как Путин стал президентом.

В 2005 году журналист «Новой» Роман Шлейнов проанализировал биографии упоминавшихся в связи с уголовным делом XX треста людей и выяснил, что все они сделали карьеру при Путине.  Алексей Кудрин стал министром финансов; Владимир Киселев (получал переводы от XX треста на счет в Калифорнии) стал руководителем ГУП «Кремль» Управления делами президента РФ и создал скандально известный фонд «Федерация» (на одном из мероприятий которого Путин играл на рояле); Надежда Саволайнен стала замдиректора административного департамента Минфина РФ; Вячеслав Каретин стал руководителем Управления федерального казначейства по Санкт-Петербургу, указом президента Путина в 2001 г. награжден Орденом почета и т.д.

Испанский импрессарио

 Согласно коммерческому регистру Испании, филиал 20-го треста был зарегистрирован 21 июля 1994 года на одной из центральных улиц Торревьехи Рамон Гаюд. По воспоминаниям одного из подрядчиков «ХХ треста» в Торревьехе, попросившего об анонимности, Владимир Путин лично приезжал сюда в марте 94-го (то есть, за три месяца до регистрации компании в Испании).

Местным импрессарио, якобы принимавшим Путина в Торревьехе, был Фернандо Маркос Фенолл. Испанец также ездил в Петербург.

Участие испанца выглядит достоверным, поскольку компания Фернандо Маркоса «Профемар» располагалась по тому же адресу, что и XX трест – Торревьеха, Рамон Гаюд, 20. А согласно акту проверки КРУ Минфина и уголовному делу 144128, 20-й Трест перевел ООО «Профемар» 450 тысяч долларов в июне 1994 года, причём прямо из Петербурга, еще до регистрации филиала «ХХ треста» в Испании.

«Twentieth trust company SL»  зарегистрировали в испанском регистре прямо на депутата Заксобрания Никешина Сергея Николаевича. Вторым управляющим являлся Петр Андрушевич (его имя есть и в акте проверки КРУ Минфина, от имени корпорации он подписывал контракты). По словам уже упомянутого подрядчика «XX треста», «на месте в фирме постоянно был Фернандо, иногда захаживал Андрушевич». У Андрушевича были и другие компании, занимавшиеся сделками с недвижимостью.

39619_1169888743675_3068486_nВот что Андрушевич сам о себе пишет: «Родился в Петербурге. Начинал в журналистике еще в Ленинграде. На исходе социализма искал себя, как и большинство, в самых разных сферах деятельности. В 1994 году переехал в Испанию, в командировку на год поднимать туристический бизнес, да так увлекся что и остался насовсем. Потом, накопив опыт и капитал занялся более спокойным делом - операциями с недвижимостью. В середине нулевых годов активно участвовал в становлении всемирного движения соотечественников. Кроме недвижимости, работал в банковском бизнесе в Испании. Создал и развил две русских газеты Испании".

Только пару лет назад Андрушевич переехал из Торревьехи, где жил все это время, в Барселону. Теперь оттуда он иногда даже пишет для издания Slon.ru.

В интервью The Insider заявил, что «не помнит», приезжал ли Владимир Путин в Торревьеху в 1990-е. «Если бы что-то такое было, то я бы уже был министром. Это действительно была столица русских в Испании, потому что в Торревьехе очень хороший климат», - говорит бывший управляющий «ХХ треста».

Петр Андрушевич действительно не стал министром при Путине, но его жизнь в Испании сложилась вполне успешно после дела XX треста. Он является партнером «Россотрудничества» и генконсульства РФ.

По поводу уголовного дела в отношении XX треста Андрушевич заявил: «ну, это же было в Питере», а сам он являлся администратором филиала в Торревьехе, и «здесь дела не было». Андрушевич также заявил, что «дома, зарегистрированного в кадастре на Владимира Путина, до сих пор не нашли, и напоследок посоветовал не искать Фернандо Маркоса. «Этот человек уже умер, я лично был на его похоронах».

Однако Фернандо Маркос не только жив, но и даже дал комментарий The Insider. Сегодня его фирма «Профемар» переехала в соседний город Ориуэлла и продолжает заниматься недвижимостью.  В интервью The Insider он уверенно отрицал, что его фирма работала по тому же адресу что и 20-й трест (Ramon Gallud 20, Torrevieja). Однако в коммерческом регистре Испании написано обратное: и «XX Трест» Никешина и «Профемар» Фернандо Маркоса, существовали по одному адресу (Ramon Gallud 20, Torrevieja).

Profemar (1)

Здание, где зарегистрированы XX трест и «Профемар», с виду ничем не примечательно

Маркос отрицает, что пресловутый дом принадлежал Путину: «Уже много лет прошло, я ничего не помню. Компания никогда не имела отношения к этому господину (Путину). Был российский рынок, были покупатели, им продавали дома, которые они хотели, больше ничего не было.  И эти сказки, что этот человек купил шале где-то, и я говорю – врете, я продал дом, я знаю кому он принадлежал 20-30 лет назад, он был одного немца».

На вопрос, приезжал ли Путин в Торревьеху, Маркос отвечает неохотно: «Если и был, то был проездом, это его дело. Приезжал господин, президент компании, какая разница кто это был.  В 90-е годы он был мэром Питера, нет? Да, приезжал, но это как вы можете приехать познакомиться с Испанией, в Марбелью, приехать в Торревьеху, узнать Торревьеху. Вы хотите узнать, занимался ли он инвестициями. Нет, это все слухи. Все что говорят ложь. У меня гражданин России сделал несколько сделок, все легально, об этом уже писали в 90-е», - заверил Фернандо Маркос.

Бывший подрядчик XX треста также настаивает на том, что «Путин приезжал, но дом не покупал»: «Я сам долгое время думал, что он купил дом. Раз приехал человек с деньгами, то купил. Указывали на район Ла Мата Торревьехе, где недвижимостью занимался Фернандо Маркос. Но позже те, кто его принимал на месте, стали говорить, что это была просто аренда».

«Было понятно, что приезжало государственное лицо, поэтому принимали с размахом, – продолжает подрядчик, - Возможно, присмотреться к недвижимости, куда вкладывать. В начале 1990-х подняли всех комсомольских работников, откамандированных за рубеж, с вопросом – где лучше всего покупать недвижимость. Обратились, видимо, к Андрушевичу, он сказал «Торревьеха».

"Компания была зарегистрирована на третьих лиц, включая «амиго» Путина Владимира Смирнова и структуры тамбовской ОПГ, сразу после визита Путина во Франкфурт"

По данным, описанным в книге немецкого журналиста-расследователя Юргена Рота «Гангстеры с Востока», в Торревьехе Путин проводил время в компании других офицеров КГБ. Для развлечения публики устраивались концерты звёзд российской эстрады. А в основном Юрген Рот описывает историю с компанией SPAG. «Эта компания была зарегистрирована на третьих лиц, включая «амиго» Путина Владимира Смирнова и структуры тамбовской ОПГ, сразу после визита Путина во Франкфурт, где он встречался с нотариусом в 1992 году», - говорит Рот The Insider. Если это так, то ситуация очень похожа: очень мало следов формального участия самого Путина в сомнительных бизнес-структурах. Однако структуры возникают сразу после его визитов за границу.

Все эти зарегистрированные в Испании конторы не имели никакого инвестиционного смысла и трудно предположить какое-либо иное для них назначение, кроме как отмывание коррупционных средств. К сожалению, установить этот факт теперь будет сложно – российское уголовное дело закрыто, а испанское не касается этого сюжета.

Подпишитесь на нашу рассылку

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google Chrome Firefox Safari