Роскомнадзор снимает ограничения доступа к мессенджеру Telegram. «Позитивно оцениваем высказанную основателем Телеграмм готовность противодействовать терроризму и экстремизму», — сказано в сообщении службы. О том, почему такое решение принято сейчас и не означает ли это, что основатель Telegram Павел Дуров пошел на компромисс с властями, The Insider рассказал основатель и технический директор «Роскомсвободы» Станислав Шакиров.
Надо понимать, что существующая блокировка за два года ни к чему не привела. Telegram как пользовались, так и пользуются. Становится совсем смешно, когда сегодня Минсвязь говорит «мы открыли новый Telegram-канал», а завтра говорит, что Telegram не может быть разблокирован. Мне бы это скорее было интересно рассматривать с позиции главы Роскомнадзора, потому что Жаров не мог себе позволить разблокировать Telegram, ведь он же его и разблокировал. Это инициатива нынешнего руководителя Роскомнадзора Андрея Липова, но что конкретно она значит и как она отразится на политике ведомства пока сложно предположить.
Что касается сотрудничества в борьбе с терроризмом, о котором сказано в сообщении Роскомнадзора, Павел Дуров действительно говорил, что «вместе со спецслужбами России мы вполне успешно противодействуем терроризму и экстремизму». Есть мнение, что Telegram официально предоставляет все переписки людей по запросам судов, но в это слабо верится, потому что секретные чаты они в принципе не могут предоставить согласно их архитектуре, а несекретные чаты — они всегда утверждали, что не могут их читать, хотя проверить это достаточно сложно.
В политике конфиденциальности Telegram речь шла о том, что они готовы предоставлять те данные, которые у них хранятся о пользователе по решению суда. Это стандартная политика, которой пользуются почти все. Подобную политику использует любой крупный сервис, потому что в какой-то юрисдикции находится нужно. Даже швейцарские сервисы вроде ProtonMail, также заблокированного на территории России, которые тоже были обвинены в пособничестве терроризму, говорят, что если бы ФСБ обратилось в швейцарский суд, мы бы могли выдать ей логи и телефоны террористов. Так, например, было по вопросам минирования всего подряд в России. Поэтому это такая стандартная практика для защищенных сервисов, - никто не должен знать, что находится внутри переписки, но если приходит постановление суда той юрисдикции, в которой ты находишься (в этом случае стараются выбирать юрисдикцию не коррупционную и с прозрачными правилами игры), то IP и время сессий передается обычно.
Когда Дуров выпустил Telegram с возможностью шифрования в секретных чатах все удивились немного, но пока это его не скомпрометировало. Проверить невозможно, надо доверять Telegram и пока он это доверие не утратил. В паблике нет сведений о том, что переписка куда-то утекала. Он стал делать сквозное шифрование как у всех.