Партия «Действие и солидарность», основанная действующим президентом Молдавии Майей Санду, победила на досрочных парламентских выборах в стране, набрав 52,74% голосов. Партия получит большинство мест в парламенте — 63 мандата из 101. Это позволит ей самостоятельно сформировать правительство. Также в парламент вошли блок «Коммунисты и социалисты», набравший более 27,24% голосов, и партия «Шор». Руководитель молдавской неправительственной организации WatchDog.MD Валериу Паша рассказал The Insider, что результаты выборов были ожидаемы, несмотря на то, что Кремль выделил значительные средства на подкуп избирателей.

Результаты выборов абсолютно ожидаемые, потому что примерно такой исход показывали все опросы. Я имею в виду настоящие опросы общественного мнения, а не фейковые, которые вбрасывались в публичное пространство той же партией социалистов. Я совершенно точно знаю, что в Москве эти данные тоже есть. Я знаю, что у них были данные опросов, проведенных еще зимой и, по сути, с января месяца и до дня проведения выборов особо ничего и не изменилось.
Более того, партию социалистов простимулировали крупной поддержкой из Москвы на довольно высоком уровне через своего контрагента Игоря Додона и Игоря Чайку. Они помогли в избирательной кампании деньгами, ресурсами, влиянием, за счет этого партия социалистов набрала дополнительные пять или шесть мандатов. Я имею в виду массовый подкуп и подвоз избирателей из Приднестровского региона, работу политтехнололов.
Для официального Кремля принципиально было не допустить появления конституционного большинства, которые бы ориентировалось на Европейский Союз. Почему именно так? Тяжело сказать, но в моем понимании это красная черта, и Кремль успешно добился результатов в виде блокирующего пакета в молдавском парламенте.
Если говорить об отношениях нового правительства с Кремлем, то, во-первых, диалог между президентом и официальной Москвой не налажен в основном по вине Москвы. Тут отсутствует интерес на уровне людей, принимающих решения, в первую очередь замглавы администрации президента Козака, а во-вторых, люди уровнем пониже, которые оперативно занимаются двусторонними отношениями, продолжают быть завязанными в основном на Игоря Додона и особого интереса что-то менять у них нет.
Двусторонние отношения зависят, конечно же, в первую очередь от позиции самой России. Молдова не способна навязать какое-то видение этих отношений. Новая администрация Молдовы не будет искать никаких поводов нагнетать обстановку, а будет стараться вести максимально прозрачную политику в отношении России, максимально четко, честно и открыто показывать свою позицию и не давать поводов для контрвыпадов несмотря на то, что в администрации президента Санду хорошо понимают, что в Москве к ней абсолютно негативное отношение. Новая власть будет стараться избегать конфликтов, не провоцировать их и попытается найти какие-то элементы повестки, где можно вести конструктивный диалог и налаживать сотрудничество. Насколько выйдет конструктивный диалог, зависит от Москвы. Я бы не был оптимистичным, потому что у нас есть опыт последних 10 лет ведения политики в Молдове через прокси партии, которые подконтрольны Кремлю, как та же партия социалистов.
Никаких поползновений в плане вступления в НАТО или еще каких-то страшилок из России, конечно, не будет. Во-первых, Молдова является нейтральной страной, а во-вторых, уровень развития государственных институтов, армии, наличие приднестровского конфликта — все это говорит о том, что никакое вступление в НАТО нам не грозит.
Чего ожидать от новой власти, в Кремле должны понимать, несмотря на то что уровень экспертизы по тому, что происходит в Молдове, в России очень сильно упал за последние годы. Доходит до каких-то совершенно бредовых интерпретаций и поверхностного подхода. Люди говорят размашистыми фразами о вещах, которых не понимают В то же время абсолютное большинство из тех, кто участвует в формировании повестки, имеют личные интересы, получают откаты, общие доли в бизнесе. Даже деньги, которые выделили на подкуп избирателей в Приднестровье, разворовали процентов на восемьдесят, потому что там, судя по расследованию, опубликованному в европейской прессе, выделили по 35 евро на голос, а до людей дошло по 10 евро. Да и выделяли на 30 тысяч голосов, а набрали только 20 тысяч.