Страны Евросоюза и США намерены использовать замороженные российские международные резервы для помощи Украине. Но Москва заявляет, что может в ответ нанести ущерб финансовым интересам Запада, и это подтверждают чиновники и экономисты, пишет Reuters.
США планируют использовать сами замороженные активы — Палата представителей в апреле уже одобрила законопроект, который позволяет направить Украине примерно $6 миллиардов из замороженных $300 миллиардов резервов. Примерно столько российских активов оказалось на счетах американских банков. Но основная их часть — в Европе (Бельгии, Германии и Франции), которая пока готовится использовать проценты с этих вкладов (к 2027 году это было бы 15–20 миллиардов евро).
Россия заявляет, что любая попытка захватить ее капитал или хотя бы проценты с него будет «воровством». Дмитрий Медведев признал, что Россия не сможет «дать полностью симметричный ответ на это штатовское хамство», поскольку у нее «нет значимого количества американского государственного имущества, включая деньги, права и иные активы США». Но у России в заложниках деньги частных иностранных инвесторов — ЦБ и президентские указы запретили им продавать ценные бумаги и выводить деньги из страны. Институт им. Гайдара оценил тогда замороженные активы нерезидентов и ценные бумаги в $192 миллиарда. РИА «Новости» писало, что для конфискации доступны активы западных компаний на $288 миллиардов (данные на январь 2022 года, но при этом $98,3 млрд с Кипра и $50,1 млрд из Нидерландов де-факто могут быть возвращенным в Россию капиталом). Эту сумму Reuters не подтверждает, но полагает, что речь может идти о деривативах и других иностранных инвестициях, которые, по данным ЦБ, составляли в тот момент $289 млрд. К концу 2023 года эта сумма упала до $215 млрд.
Эти активы в качестве «асимметричного», но не менее болезненного ответа и предложил «взыскать» в пользу Российской Федерации, ее компаний и физических лиц Медведев.
Агентство Reuters побеседовало с шестью экспертами — экономистами и юристами, которые отслеживали состояние активов, замороженных обеими сторонами с тех пор, как Россия начала полномасштабное вторжение в Украину в феврале 2022 года. Они пришли к консенсусу: конфискация — наиболее вероятная контрмера. Точную сумму средств нерезидентов на счетах Национального расчетного депозитария Россия не раскрывает. «Кроме того, правительство может рассмотреть меры по блокированию небиржевых активов, всё еще принадлежащих недружественным странам», — комментирует Владимир Язев, портфельный управляющий инвесткомпании Aigenis. Эти активы включают налоги, гранты и частные средства.
Российский юрист, знакомый со счетами C, попросивший не называть его имени, заявил, что если нерезиденты откажутся принять участие в схеме обмена активами, предложенной Россией, то единственным вариантом будет конфискация или обращение взыскания.
Иностранные инвесторы могут уже сейчас вывести свои средства путем обмена. Владимир Путин еще в ноябре президентским указом разрешил обмен заблокированными в России и за рубежом активами инвесторов. Для этого деньги со счетов С надо вложить в бумаги иностранных компаний, которые хочет продать житель России (у них бумаги также оказались заблокированы). Но власти Бельгии отказались признавать обмен заблокированными активами с Россией, отметив, что соответствующий указ Владимира Путина не имеет силы в Евросоюзе и поэтому не влечет за собой юридических последствий.
Западные компании уже признали убытки на $107 миллиардов из-за введенных Москвой ограничений. «Россия уже захватила филиалы западных фирм, зачастую за бесценок», — говорит Джанмария Милези-Ферретти, старший научный сотрудник из Брукингского института. Ценность арестованных активов не только в зданиях и оборудовании, но и в технологиях, ноу-хау и связях, добавил он.