
Фото: Amir Cohen / Reuters
Израильское военное руководство рассматривает планы новой наземной кампании, которая будет включать военную оккупацию всего cектора Газа на месяцы или дольше. Согласно информации, полученной The Washington Post от действующих и бывших израильских чиновников, более агрессивная тактика будет включать в себя прямой военный контроль над гуманитарной помощью и преследование гражданского руководства ХАМАС.
Ключевым элементом новой тактики может стать эвакуация женщин, детей и проверенных некомбатантов из районов боевых действий в «гуманитарные пузыри» с последующей осадой ЦАХАЛ тех, кто останется. Израильские официальные лица утверждают, что пока ждут результатов переговоров о прекращении огня, и окончательных решений о том, как эскалировать текущую фазу наступления, еще не принято.
Полномасштабное вторжение и оккупация потребуют до пяти армейских дивизий, говорят источники, знакомые с планированием операции. Это может привести к чрезмерному растяжению сил обороны Израиля, особенно учитывая, что, как пишут в WP, среди резервистов растет скептицизм по поводу бессрочной войны. Тем не менее некоторые высокопоставленные чиновники считают, что только полномасштабное вторжение, за которым последуют длительные контртеррористические действия, позволит достичь заявленной премьер-министром Нетаньяху цели — полного уничтожения ХАМАС.
Изменения в военно-политическом руководстве Израиля и приход администрации Трампа в США способствовали смягчению ограничений на военные действия. Амир Авиви, бывший заместитель командующего дивизией ЦАХАЛ в Газе, в интервью изданию отметил:
«Теперь есть новое руководство [ЦАХАЛ], есть поддержка США, у нас достаточно боеприпасов, и мы выполнили основные задачи на севере и можем сосредоточиться на Газе... Планы решительные. Будет полномасштабная атака, и они не остановятся, пока ХАМАС не будет полностью уничтожен».
В интервью The Insider израильский военный эксперт Давид Шарп сказал, что сценарии взятия Газы под полный контроль рассматривались всегда, но от их реализации отказывались по политическим, военным и экономическим причинам:
«Главный плюс этого подхода — только так можно гарантированно разгромить ХАМАС как цельное военное формирование и властную структуру. Однако цена такой операции высока: нужно задействовать большие силы резервистов, заниматься местным населением, выдерживать международное давление и решать, что делать после взятия территории. Сейчас этот план снова рассматривается, и само его озвучивание может быть инструментом давления на ХАМАС в деле освобождения заложников.
Существуют и альтернативные варианты: ХАМАС может согласиться на „почетную капитуляцию“ — освободить заложников в обмен на террористов, отказаться от власти и разоружить боевое крыло, а лидеры эмигрируют за рубеж. Или Израиль будет вести рейдовую войну, контролируя часть территории, но тогда ХАМАС сохранится как властная структура и будет вести постоянные полупартизанские боевые действия, наращивая силы, восстанавливая производство ракет и налаживая контрабанду. Ситуацию осложняет вопрос заложников — их освобождение возможно только путем переговоров, поскольку шансы освободить их силой с сохранением жизней крайне малы».
19 марта ЦАХАЛ подтвердил начало «точечных» наземных операций в центральной и южной частях сектора Газа. Как сообщали израильские военные, эти действия направлены на расширение буферной зоны между эксклавом и еврейским государством.