
Константин Симонов и Валентина Серова
«Литературная газета» удалила со своего сайта открытое письмо, в котором главу информагентства «Россия сегодня» Маргариту Симоньян раскритиковали за передачу о советском поэте и писателе Константине Симонове. Авторы письма — писатели, ученые и другие представители интеллигенции — обвинили Симоньян в распространении «грязных слухов» о писателе и его жене, актрисе Валентине Серовой, а также потребовали удалить видеозапись и принести извинения.

Выпуск передачи «Ч.Т.Д.», посвященный Симонову и стихотворению «Жди меня», вышел на телеканале НТВ в феврале и по-прежнему доступен на странице телеканала на RuTube. Симоньян, в числе прочего, рассказывала, что Валентина Серова страдала алкоголизмом и изменяла Симонову. Вскоре после выхода передачи сын Константина Симонова, режиссер и правозащитник Алексей Симонов, написал открытое письмо, возмутившись характером подробностей о его семье, которые ведущая рассказывала в эфире. Письмо было опубликовано «Московским комсомольцем» в марте. The Insider не удалось найти оригинальную публикацию на сайте газеты, возможно, она также была удалена.
Как рассказал в беседе с The Insider кандидат филологических наук, литературовед Михаил Эдельштейн, Симоньян опошлила трагическую судьбу Валентины Серовой, а целью ее передачи было не исследование, а смакование сплетен.
«С Маргаритой Симоньян всё понятно — никто никогда не считал ее образцом тонкости и тактичности, пошлый человек превращает в пошлость всё, к чему прикасается, так он устроен. Проблема на самом деле не в ней, а в том, что такая манера разговора о поэтах, вообще о крупных фигурах, стала мейнстримом. Попробуйте написать в интернете что-нибудь, например, о Цветаевой — из первых 10 комментариев 7 будут: “Ах, зачем вы о ней пишете, она же дочку голодом уморила“.
Валентина Серова — трагическая фигура. Одна из первых красавиц советского кино, разрушившая свою жизнь, терявшая мужей, детей… В общем, это даже из рассказа Симоньян понятно. Но Симоньян этой трагедии не чувствует, зато берется рассуждать, достойна или не достойна Серова посвященных ей стихов Симонова. Причем рассуждает она из позиции полузнания. Например, про смерть Серовой Симоньян говорит, что никто не стал ее расследовать, потому что война недавно кончилась, не до того было. Но Серова умерла в 1975-м, через 30 лет после окончания войны.
Что касается отношений Серовой с Рокоссовским — достоверно не известно, было ли у них какое-то подобие романа. Слухи такие еще в 1940-е годы ходили, но потомки маршала, скажем, это опровергают. А что жизнь Симонова и Серовой складывалась непросто — да, непросто, но кто там был прав, кто виноват, мы судить не можем, это всегда дело двоих. В любом случае это была долгая история отношений, Симонов пытался что-то сделать, повлиять на Серову даже тогда, когда это было, по-видимому, уже бесполезно.
Сам по себе тот факт, что жизнь поэта, его жёны, дачи, гонорары становятся предметом изучения, вполне закономерен. Есть такой жанр, как биография, есть серии вроде “Жизни замечательных людей“, ЖЗЛ, специально под такие истории заточенные. Просто одно дело — исследование, имеющее своей целью установление истины и ее интерпретацию, а другое — сплетня, смакование чужих бед, проступков, ошибок, попытка судить людей, выносить нелепые вердикты, не считаясь ни с масштабом личности, ни с законами другой эпохи. Грань между этими двумя подходами на самом деле всегда очень хорошо ощутима».