
Фото: «Крымская солидарность»
Родственники 16 крымских татар, задержанных по пути в Москву, подали срочные жалобы в Генпрокуратуру и прокуратуру Липецкой области. Об этом сообщает «Крымская солидарность». Людей, ехавших делегацией на встречу с омбудсменом РФ, уже более пяти часов удерживают в отделе МВД по Хлевенскому району.
Делегация направлялась в Москву в поддержку четырех арестованных в Крыму женщин — 39-летней Эсмы Ниметулаевой, 20-летней и 18-летней студенток Эльвизы Алиевой и Насибы Саидовой, а также 21-летней работницы магазина Февзие Османовой. Их обвиняют в причастности к деятельности «Хизб ут-Тахрир» и держат в СИЗО в тяжелых условиях. Это первое дело против женщин, возбужденное в Крыму по статье об участии в деятельности этой организации. Защита утверждает, что обвинения необоснованны, доказательств нет, а само признание «Хизб ут-Тахрир» террористической организацией юридически сомнительно.
Делегация — родители арестованных женщин, юрист Назим Шейхмамбетов и старейшины крымско-татарского народа — была задержана дважды за сутки. Сначала ночью их остановили сотрудники ДПС, отвезли в разные отделы полиции Воронежской области, где опрашивали и отпустили под утро. Однако спустя несколько часов, утром 30 октября, колонну вновь остановили на трассе М-4 и под угрозами доставили в Липецкую область. Каждого задержанного опрашивали силовики «на предмет того, куда и с какой целью следуют». Во время второго задержания силовики угрожали «вызвать спецназ и всех положить на пол».

Динара Июпова, мать Насибы Саидовой
Родственники обратились в правоохранительные органы с требованием объяснить причины задержания, которых людям не сообщили. «Уже пять с половиной часов находятся там без предъявления [обвинений] и объяснения дальнейших действий. Хотелось бы скорейшего возвращения родителей домой», — рассказал сын имама Садыка Уринбаева, Хамза. По его словам, он также звонил в МВД, но ответа не получил.
По данным «Крымской солидарности», формальным поводом для задержания могла стать «проверка на экстремизм».
Обновление: Делегацию отпустили, но вскоре сотрудники ДПС задержали ее в третий раз — за 200 км от Москвы, пишет «Крымская солидарность». Матери Эльвизы Алиевой Эльвире стало плохо, ей вызвали скорую.
Дело четырех женщин
После аннексии Крыма в 2014 году положение крымских татар резко ухудшилось — многие представители сообщества оказались под давлением и риском уголовного преследования. До этого момента организация «Хизб ут-Тахрир» действовала на полуострове легально и была официально зарегистрирована в украинской юрисдикции. Однако после установления российского контроля ее деятельность стала рассматриваться как преступная. На данный момент в России к уголовной ответственности по делам, связанным с «Хизб ут-Тахрир», привлекли не менее 382 человек, и подавляющее большинство из них — крымские татары (подсчет «Мемориала»).
15 октября в Севастопольском и Бахчисарайском районах Крыма прошли обыски, после которых были задержаны четыре крымско-татарские женщины: 39-летняя Эсма Ниметулаева, 20-летняя Эльвиза Алиева, 18-летняя Насиба Саидова и 21-летняя Февзие Османова. На следующий день Киевский районный суд Симферополя постановил заключить их под стражу по обвинению в причастности к деятельности «Хизб ут-Тахрир», которую Россия считает «запрещенной» и «террористической» организацией.
Эсме Ниметулаевой предъявлено обвинение по части 1 статьи 205.5 УК РФ — «организация деятельности террористической организации», остальным вменяется часть 2 той же статьи — «участие в деятельности». Подробности уголовного дела пока неизвестны. По словам адвоката Ниметулаевой Эмиля Курбединова, на заседании по избранию меры пресечения следователь ФСБ озвучил лишь «дежурные обоснования, что подзащитные якобы могут скрыться и уничтожить доказательства».
«Однако никаких фактических доказательств этим предположениям, конечно, не было представлено. В судебном заседании я сказал, что суд должен в любом случае проверять обоснованность данных обвинений. Потому что в соответствии с действующим законодательством, а именно Федеральным законом от 2007 года “О противодействии терроризму”, “Хизб ут-Тахрир” не признавалась террористической организацией на территории России. И это единственный закон, который установил порядок признания организаций террористическими. Я считаю, что в ходатайстве указание на то, что “Хизб ут-Тахрир” в соответствии с законодательством признана террористической… Это утверждение юридически ничтожно», — рассказал адвокат.
Эсма Ниметулаева — кондитер, мать пятерых несовершеннолетних дочерей, проживает в Бахчисарае. В августе 2023 года силовики задержали ее мужа, Ремзи Ниметулаева, также обвиненного в организации деятельности «Хизб ут-Тахрир». Он находится в СИЗО-1 Ростова-на-Дону, где его дело вместе с делом еще шести крымско-татарских активистов рассматривает Южный окружной военный суд.
Во время обысков 73-летней матери Ниметулаевой, Алие Бекировой, сотрудники сказали «оформлять опеку над внуками» — хотя в тот момент Эсму только собирались отвезти в управление ФСБ и статуса обвиняемой у нее еще не было.
Адвокат Эдем Семедляев, представляющий интересы Эльвизы Алиевой, отмечал, что его подзащитная никогда не привлекалась даже к административной ответственности. По словам следователя ФСБ, некий скрытый свидетель якобы указал на Алиеву как на участницу «террористического сообщества». Семедляев, как и другие защитники, просил суд назначить женщинам более мягкую меру пресечения, например, домашний арест, однако суд постановил отправить всех четырех в СИЗО.

Матери заключенных, слева направо: Динара Июпова (мать Насибы Саидовой), Эльвира Алиева (мать Эльвизы Алиевой) и Элеонора Османова (мать Февзие Османовой)
Эльвиза Алиева родом из села Долинное Бахчисарайского района. Она работает кассиром в пекарне в Симферополе и учится в Крымском федеральном университете на четвертом курсе по специальности «Менеджмент».
Насиба Саидова, дочь известного в Крыму имама Садыка Уринбаева, заканчивает колледж по педагогической специальности и работает с ясельной группой в детском саду в селе Холмовка. По словам ее свекра Сеита Саидова, во время обыска силовики заявили, что нашли две запрещенные книги в нижнем белье, хотя родственники уверены, что литературу подбросили, — во время обыска им запретили покидать кухню и они не могли наблюдать за действиями силовиков.
Февзие Османова живет в селе Орловка Севастопольского района и работает в семейном магазине.