
Автор: Мария Блохина
Россияне в ближайшие четыре года лишатся доступа почти ко всем импортным лекарствам — такая цель прописана в государственной Стратегии развития здравоохранения, которую в декабре своим указом утвердил Владимир Путин. Согласно документу, к 2030 году 90% наименований препаратов, необходимых для системы здравоохранения, должны выпускаться в России по полному производственному циклу. Также до 90% должна увеличиться доля отечественных лекарств в перечне жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (ЖНВЛП).
Согласно новой стратегии, доля отечественных технологий в медицине должна достичь 80% к 2030 году. Долю отечественной продукции на рынке медицинских изделий планируется довести до 40%, на рынке имплантов — до 19,5%.
Главным инструментом, с помощью которого власти намерены обеспечить такой масштабный переход России на отечественную фарму, станет механизм «второй лишний». Согласно этому правилу, если заявку на госзакупках подает хотя бы один участник с лекарством, произведенным в РФ или странах ЕАЭС (на производстве полного цикла), то заявки с иностранными препаратами автоматически отклоняются. Если же в торгах участвуют несколько отечественных поставщиков, то к препарату полного цикла будет применяться 15-процентное ценовое преимущество.
Механизм уже используется при госзакупках лекарств из перечня ЖНВЛП. По списку стратегически значимых лекарств (СЗЛС) решение пока не принято. СЗЛС был создан в 2010 году для препаратов, локализация которых непосредственно связана с обеспечением национальной безопасности России, и правило «второй лишний» изначально хотели распространить на все стратегически значимые препараты. Механизм должен был заработать для СЗЛС с 1 сентября, однако Минпромторг инициировал перенос срока на четыре месяца, до 1 января 2026 года, объяснив это необходимостью «бесшовного» перехода на новый порядок. Предполагалось, что в результате отсрочки производители получат необходимое время для локализации производства полного цикла на территории ЕАЭС.
Перечень СЗЛС состоит из 215 стратегически значимых лекарств, производство которых должно быть обеспечено на территории России. К примеру, в него входят популярные инсулины: аспарт, лизпро, гларгин, деглудек. Сейчас Минздрав и Минпромторг разрабатывают критерии формирования обновленного списка.
Всероссийский союз пациентов (ВСП) в августе отправил письмо в правительство с просьбой пересмотреть категории препаратов, которые будут подпадать под новый механизм, писали «Известия». По мнению ВСП, применять правило «второй лишний» нужно только для самого минимального перечня препаратов, а иначе это может привести к перебоям с поставками, ограничению ассортимента и снижению доступности современной терапии для пациентов. Так, по словам сопредседателя ВСП Юрия Жулева, уже сегодня около 60% пациентов жалуются, что в аптеках нет нужных лекарств. Ведь многие по-прежнему предпочитают покупать импортные препараты за свой счет, потому что боятся переходить на отечественные аналоги.
«Нужно повышать доверие к отечественному производителю, но не любой ценой. Пациент настороженно воспринимает, когда ему говорят, что отныне обеспечивать его лекарством будет только один производитель. Все-таки у врачей и пациентов должен быть максимально широкий выбор тактики лечения», — объяснял Жулев.
Как рассказала в интервью The Insider врач-реаниматолог из ЮФО, говорившая на условиях анонимности, перебои с препаратами из списка ЖНВЛП уже наблюдаются в российских больницах:
«Сейчас пропал „Изакардин“. Он используется при сердечной недостаточности. Его нет не только в больнице, но и ни в одной аптеке, администрация нам сказала, что достать его не удалось. Периодически пропадает физраствор».
О неготовности отрасли к запуску механизма «второй лишний» говорят и участники фармрынка.
«Помимо субстанций существует большое количество вспомогательных компонентов и материалов, необходимых для производства препарата. Если у нас есть субстанция, но нет крахмала, лактозы, желатина и других базовых веществ, препарат мы не произведем. Либо придется менять технологию и лекарственную форму. Порой их производство в России есть, но объемов недостаточно или выпускаемая продукция не соответствует требованиям покупателей — например, по качеству для фармацевтического сегмента. Полностью заместить импорт при таких условиях невозможно», — считает генеральный директор «ПСК Фарма» Евгения Шапиро.
Согласно статистике, опубликованной компанией Cursor, технологическая возможность производства полного цикла в России существует только для 30% препаратов из списка ЖНВЛП. Всего в перечне на момент анализа содержится 7042 торговых наименования лекарств. При этом из 4766 торговых наименований, производимых в России, в 38% используется импортное сырье.
Вопреки распространенному мнению о массовой замене «западной» фармы на «восточную», в случае со списком ЖНВЛП ситуация иная: доля торговых наименований препаратов индийского производства составляет 8%, и менее 1% лекарств производятся на территории Китая. 18% препаратов из списка ЖНВЛП производится в странах, входящих в перечень «недружественных».
«Данные обстоятельства подчеркивают существенную зависимость российской фармацевтической промышленности от иностранных поставщиков сырья, несмотря на наличие отечественных производителей АФС. Это создает потенциальные риски для обеспечения лекарственной безопасности страны в условиях геополитической нестабильности и возможных дополнительных ограничений на импорт», — говорится в отчете компании Cursor.
При этом импортные орфанные препараты заняли почти весь российский рынок в 2025 году, говорится в другом отчете Cursor, которая провела анализ тендерных закупок. Согласно опубликованным данным, в России зарегистрировано 99 международных непатентованных наименований (МНН) и 115 торговых наименований орфанных лекарств, из которых 59 включены в перечень ЖНВЛП. Российский рынок, согласно обзору, остается почти полностью зависимым от зарубежных поставок: 91,2% всех расходов приходится на импортные препараты. Причем 80% — это доля закупок орфанных препаратов, производимых в так называемых «недружественных» странах.
Среди самых закупаемых орфанных препаратов в 2025 году оказалась и «Трилекса» для лечения муковисцидоза, о проблемах с применением которой ранее подробно рассказывал The Insider.
ЕАЭС — Евразийский экономический союз. В организацию помимо России входят Армения, Беларусь, Казахстан и Кыргызстан.
АФС (активная фармсубстанция) — основной компонент лекарственного средства, с которым связаны его лечебные свойства.