Расследования
Репортажи
Аналитика
  • USD102.58
  • EUR107.43
  • OIL73.35
Поддержите нас English
  • 7841
Общество

«Хватит кормить чаек!». Как и почему в российских регионах поднялась небывалая волна социального протеста

В Архангельске идут задержания и суды после беспрецедентно мощного несогласованного митинга против мусорного полигона в Шиесе. 7 апреля против московского мусора на скоординированных акциях выступали люди в Сыктывкаре, а также во Владимирской, Калужской, Псковской, Свердловской и Ленинградской областях. За неделю до этого необычно людный для небольшого города митинг прошел в Переславле-Залесском. В Екатеринбурге же возрастающий протест вызван перспективой уничтожения сквера, на месте которого местные олигархи хотят построить церковь. Ярослав Вареник, Федор Крашенинников и Даниил Кузнецов изучили, как проходят протесты в разных городах России, и пришли к выводу, что нарастание протеста вызвано систематическим пренебрежением властей, а иногда и прямыми оскорблениями в адрес граждан. 

Архангельск и Сыктывкар: "Мы не шелупонь!"

Протестная акция 7 апреля в Архангельске была беспрецедентной по размаху: несколько тысяч человек — по разным оценкам от 3 до 7 — прошли с демонстрацией по проезжей части центральной улицы, после чего прямо под окнами городского и областного правительства провели несогласованный митинг. Было два основных требования: отставка губернатора Игоря Орлова и прекращение строительства мусорного полигона на станции Шиес, куда планируют свозить московские отходы. 

Полиция действовала осторожно, не задержав ни одного человека. На каждом пешеходном переходе полицейские пытались перекрыть улицу, сцепившись за руки, но протестующие без труда прорывали цепь либо обходили ее по тротуару.

Протест пытались согласовать с властями, но все подходящие места в центре города якобы заняли организаторы спортивных праздников. На самом деле что-то происходило только на центральной площади Ленина. Ее огородили по периметру, чего не делается даже ради Дня города. На «спортивный праздник» собралось несколько десятков человек. (Позднее чиновники заявят, что отдыхающих было около тысячи, пока площадь не «заняла агрессивно настроенная толпа»). Но этот же «спортивный праздник» и сыграл на руку протестующим, которые использовали для митинга установленную на площади сцену.

В Архангельске это был третий крупный митинг против столичного мусора. С легкой руки губернатора у протестующих появился новый лозунг. В ответ на замечание о том, что 96% жителей области против строительства в Шиесе, Игорь Орлов заявил: «Я 28 лет прожил здесь. У меня здесь дети родились. А всякая шелупонь, которая здесь никто и звать никак, пытается меня назвать непонятно кем, то калининградцем, то украинцем. Поэтому мне плевать на их рейтинги и их голосования по поводу того, что они обо мне думают». 

Людей это сильно возмутило. Как итог — баннеры, растяжки, стихи, фотожабы и лозунги, обыгрывающие слова губернатора. 

В Архангельске на улицы вышло несколько тысяч человек. Фото Александра Пескова

В разгар акции, 7 апреля, за спиной восьмиметрового памятника Ленина и выступающих стали стягиваться силы полиции. Приехал автозак и три автобуса с ОМОНом. Но выходить они не стали — через полчаса полицейские объявили по громкоговорителю, что не будут использовать силовых методов. Перед этим митингующие сцепились за руки и встали живой цепью, чтобы не пустить полицейских к сцене. Но основная масса пела песни и обо всем этом не знала: людей было так много, что они не видели, что происходит на другой стороне площади. 

В 13:40 митинг завершили, но люди не спешили расходиться — митинг перерос в бессрочную акцию. У основания памятника Ленину разбили две палатки. Впрочем, когда на площади оставалось около сотни человек, их отобрали. Протестующие намерены подать жалобу на изъятие личного имущества без протоколов и понятых. 

Задержания начались на следующий день и идут до сих пор. 8 и 9 апреля полицейские стали увозить людей, оставшихся на бессрочной акции, на «проверку причастности к несогласованным мероприятиям». На 215 тысяч были оштрафованы двое аккредитованных журналистов. Журналиста Дмитрия Секушина, поскольку он раньше организовывал митинги, назвали лидером протеста и оштрафовали на 200 тысяч рублей. Еще один аккредитованный журналист получил штраф 30 тысяч. Еще несколько граждан получили штрафы от 15 до 30 тысяч рублей.

Во время демонстрации и митинга участники несли в руках портреты «Позорный полк» с изображением руководства Архангельской и Московской областей, а также сына генпрокурора Игоря Чайки. Фото Александра Пескова 

Мусорный полигон в Шиесе пугает не только жителей Архангельской области. От границы с республикой Коми его будут отделять всего четыре километра. Это заставило выйти на улицы и жителей Сыктывкара. 

На согласованную акцию в центре города вышло по разным оценкам от 1,8 до 3 тысяч человек. Как и в Архангельске, градус протеста вырос — людей вышло в несколько раз больше, чем раньше. Организатором выступила КПРФ. Слово взяли активисты «Российского объединенного трудового фронта», «Комитета защиты Вычегды», ветераны ВМФ, экологи и юристы.

К концу митинга собравшихся поблагодарил депутат Госсовета Коми Олег Михайлов. Он назвал происходящее «возрождением гражданского общества» и предложил лично отнести резолюцию губернатору Сергею Гапликову в здание республиканского правительства. С ним пошло около 500 человек, но двери администрации оказались закрыты. Михайлов оставил резолюцию в дверях и протестующие разошлись. 

Помимо Коми и Архангельской области акции протеста прошли во Владимирской, Калужской, Псковской, Свердловской и Ленинградской областях. Даты митингов назначают организаторы из Архангельска, а потом ищут активистов из других областей, готовых поддержать их. 7 апреля выбрано не случайно — таким образом протестующие хотели создать информационный шум перед Арктическим форумом в Санкт-Петербурге, который проходит 9–10 апреля.

Губернатор Архангельской области уже заявил, что не намерен отказываться от идеи строительства мусорного полигона в Шиесе. 

Ярослав Вареник

Переславль-Залесский: «Хватить кормить Чаек!» 

Митинг в Переславле-Залесском, состоявшийся еще 31 марта, оказался для небольшого города очень ярким и многолюдным. Переславский район в Ярославской области ближе всех к столице, здесь много земли принадлежит москвичам. Чистоту окружающих территорий переславцы решили оборонять «на дальних подступах», пока еще не приехала строительная техника, а будущие свалки существуют только в планах чиновников.

Переславль — родина конструктора танка Т-34 Михаила Кошкина. Фото Натальи Власовой

Экология в Ярославской области вышла на первый план в апреле прошлого года, когда в регионе прошла серия протестов против ввоза московского мусора. С 1 января 2019 года московских мусоровозов в Ярославле не видно, но в канун Нового года появилась обновленная территориальная схема обращения с отходами. О ней узнали владельцы недвижимости в Переславском районе, некоторые из них осознали, что мусор теперь будут хранить рядом с их домами.

В схеме новые объекты названы перспективными — они пока существуют только в проекте, но жители уже через Facebook «ударили в набат» и нашли недочеты в планах департамента природопользования Ярославской области. Например, «перспективный полигон» находится рядом с озером Вашутино, которое является памятником природы регионального значения. Неподалеку расположена деревня Одерихино в долине реки Нерль, жители которой ведут свой блог в интернете — они и составили костяк инициативной группы противников полигона.

Другой объект — «перспективная перегрузка» около деревни Маурино. Там планируют сортировать отходы объемом до 50 тысяч тонн в год. Его должны запустить в 2021 году, но жители взволнованы уже сейчас — согласно терсхеме, все действующие полигоны в Переславском районе уже переполнены. Другой повод для беспокойства — строительство полигона в соседней Владимирской области на границе с Переславским районом, на это переславцы уже никак не могут повлиять.

Один из организаторов митинга в Переславле Наталья Власова рассказала, что владимирские чиновники уговаривали местных жителей так же, как и ярославские — перед митингом они уверяли, что место определено примерно, и еще никто не планирует стройку. А потом приехали бульдозеры. В документации терсхемы указано, что переславские чиновники с опозданием прислали свои замечания к проекту, но их рассмотрели и отказались корректировать координаты «перспективного полигона», потому что «участок определен ориентировочно». Эколог Анна Головина рассказала, что переславцы протестуют «заранее» и у них есть опыт «отбивания» своих территорий от планов на мусорные полигоны — в 2015 году им дважды это удалось.

Жители Переславля напомнили властям, что их город — часть Золотого кольца России. Фото Натальи Власовой

Первый митинг переславцы провели 3 февраля, на него пришло около 60 человек, а 31 марта — уже 600. На нем выступил основатель «Партии перемен» Андрей Нечаев, сравнивший отходы первого класса опасности с боевыми отравляющими веществами для природы. 

По мнению Власовой, обратной связи после митинга переславцы не увидели, но готовы выходить снова: "После нашего первого митинга родилась инициативная группа активистов, которая всерьез взялась за борьбу и намерена митинговать до победного. Они нашли контракт на создание терсхемы обращения с отходами — там прописано, что для ее создания нужны были гидрологические исследования. Значит, либо точки на карте отнюдь не условные, а реальные, либо подрядчики не проводили заявленные исследования".

Территориальную схему готовила компания сына генпрокурора Игоря Чайки «Хартия» — она в 2018 году стала региональным оператором по обращению с отходами. Протестующие переславцы обыграли это на одном из плакатов.

Даниил Кузнецов

Сын Генпрокурора Игорь Чайка руководит московской компанией «Хартия» — региональным оператором по обращению с отходами в Ярославской области. Фото Натальи Власовой

Екатеринбург: олигархическая церковь вместо сквера

В Екатеринбурге протест жителей вызывает перспектива уничтожения сквера у Театра Драмы, на месте которого хотят построить церковь святой Екатерины. 7 апреля несколько тысяч граждан (от 3 до 5 тысяч, по разным оценкам) собрались в сквере и, взявшись за руки, окружили его — местами в два и даже три слоя, заполнив все его внутренние дорожки. Так проходила уже вторая акция по «обниманию сквера», предназначенного для уничтожения городскими властями.

Акция прошла спокойно, полиция вела себя тихо, единственное, что омрачило весеннее настроение, — это поведение нескольких официозных блогеров и журналистов, пытавшихся спровоцировать скандалы и драки. 

Горячий обмен мнениями между директором сети городских порталов Hearst Shkulev Media Ринатом Низамовым и телеведущим регионального провластного телевидения Иннокентия Шеремета получил развитие: по мотивам их публичного спора местный «патриотический блогер» Сергей Колясников опубликовал несколько постов с призывами расправиться с Низамовым, что вызвало горячее одобрение его аудитории. Низамов, в свою очередь, написал заявление в полицию.

«Обнимание сквера» прошло уже второй раз, а до этого в городе было три акции разной степени массовости по «обниманию Городского труда»: в прошлый раз церковь хотели построить на острове посреди пруда. Сама история тянется с 2010 года, когда возникла идея восстановить снесенный в 30-е годы Свято-Екатерининский собор. Идея возмутила многих, и несколько тысяч екатеринбуржцев первый раз вышли на протест против строительства церкви.

Почему же екатеринбуржцам так отвратительно это строительство? Главным образом потому, что самая идея «восстановления собора» целиком и полностью спущена сверху и никогда не обсуждалась с населением. 

Места для потенциальной стройки выбираются исключительно исходя из фантазии спонсоров стройки и представителей церкви. Попытки возразить им и обратить внимание на то, что в центре города и так достаточно церквей, а парков и скверов все меньше и меньше, вызывают только обвинения оппонентов в сатанизме и русофобии.

Попытки возразить вызывают только обвинения оппонентов в сатанизме и русофобии

Для понимания степени напряженности конфликта важно знать, что спонсоры проекта — богатейшие люди региона и даже России — «медные» олигархи Игорь Алтушкин (РМК) и Андрей Козицын (УГМК). Они крупные спонсоры РПЦ и фактически контролируют областную и городскую власть. Горожанам приходится противостоять мощному давлению со всех сторон. 

Тем не менее, каждая новая акция собирает все больше и больше участников, и дело не только в сквере, но в общей практике игнорирования мнения населения при принятии важных решений. 

Копится и усталость людей от принудительной клерикализации: практикующих православных верующих в Екатеринбурге — все те же среднероссийские 2%, при этом власть ведет себя, как секта православных фундаменталистов, ставя конфессиональные интересы выше всех прочих.

Фёдор Крашенинников

Подпишитесь на нашу рассылку

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google Chrome Firefox Safari