Расследования
Репортажи
Аналитика
  • USD102.41
  • EUR104.86
  • OIL80.79
Поддержите нас English
  • 921
Мнения

Леонид Гозман: Приговор Никите Белых - месть за отказ клеветать на Навального по делу "Кировлеса"

Пресненский районный суд Москвы признал экс-губернатора Кировской области Никиту Белых виновным в получении взяток в особо крупном размере и приговорил его к 8 годам колонии строгого режима. Белых также оштрафован на 48,5 миллиона рублей, в течение трех лет после освобождения он не сможет работать в госструктурах. По версии следствия, в 2012—2016 годах Белых лично и через посредников получил две взятки на общую сумму 600 тыс. евро за совершение законных и незаконных действий и бездействия в пользу взяткодателей и контролируемых ими АО «Нововятский лыжный комбинат» и ООО «Лесохозяйственная управляющая компания». Бывший соратник осужденного Леонид Гозман рассказал The Insider, почему считает приговор экс-губернатору несправедливым, что будет с осужденным, если его не помилуют, и чем Никита Белых мог обидеть лично Путина.

К сожалению, именно такое решение судьи было ожидаемое, я бы квалифицировал запрос прокурора и приговор как покушение на убийство. Если Никиту не помилуют и не отпустят по состоянию здоровья, то, боюсь, живым он оттуда не выйдет. Мне страшно об этом думать, но я был в суде и видел - здорового, активного, спортивного парня превратили в глубокого инвалида. Жизнь Никиты под угрозой. 

Он искренне считал, что это все чушь собачья, бред, и собирался вернуться на работу.

Второе: я убежден в том, что Белых невиновен, и в этом уверен не только я, но и все, кто его знает. Взятка, которую ему инкриминируют, не вписывается в структуру его личности - он не такой человек. Можно быть честным и не брать взятки, и он именно такой - я в этом убежден. Кроме того, Никита - человек умный. Можно быть нечестным человеком и брать взятки, но если ты умный, то даже если ты берешь взятки, ты не будешь их брать так, как вменяет Белых обвинение.

Никита был настолько убежден, что его скоро отпустят, что в первый день после ареста он говорил своему адвокату: «Слушай, ты быстрее меня отсюда вытащи, ты пойми, мне же на работу надо, у меня там горит, у меня совещание назначено». Это не поведение человека, которого поймали за руку, и который осознает, что его поймали. Он искренне считал, что это все чушь собачья, бред, и собирался вернуться на работу.

Белых очевидно делал то, что делают все губернаторы - вынуждены делать, иначе они лишатся должностей, будут признаны профнепригодными. Мы не понимаем, за что так вызверились именно на Белых, почему за совершенно рядовое для губернатора деяние, пусть и формально незаконное, к нему проявили такую ужасную жестокость.

От Никиты хотели обвинительных показаний, и как порядочный человек он их не дал

Есть только один его поступок, который мог обидеть высшее начальство - он отказался клеветать на Навального. Алексей Анатольевич был его внештатным советником, и Никиту привлекли в качестве свидетеля по делу «Кировлеса». От него хотели обвинительных показаний, и как порядочный человек он их не дал.

Это вдвойне важно и ценно, потому что его личные отношения с Алексеем Навальным по каким-то неизвестным мне причинам к тому моменту сильно испортились. Полагаю, поэтому Никиту и привлекли в качестве свидетеля в расчете на то, что он даст что-то против Навального. Пока это единственная очевидная причина - его отказ вызвал высочайший гнев, и мы видим его последствия.

Кроме того, жестокое осуждение Никиты полезно для системы - чтобы все боялись, и каждый губернатор, министр, замминистра - любой человек в номенклатуре знал, что он ни от чего не застрахован и что с ним сделают все, что захотят. Каждый из них должен постоянно доказывать свою лояльность совершенно унизительными для нормального человека действиями, поэтому власти дали такой срок Алексею Валентиновичу Улюкаеву и так жестоко ведут себя с Никитой.

В рамках моего понимания системы конечное решение по министру федерального правительства и по губернатору не может быть принято без согласования с президентом Российской Федерации. Это не значит, что Путин лично следил за каждым днем процесса, но уверен, что ему доложили - "Владимир Владимирович, мы собираемся дать губернатору 8 лет строгого режима, а в случае апелляции снизим до семи". 

Если говорить о возможном помиловании, на мой взгляд, до выборов Путину это совершенно не нужно. Ходорковский отсидел почти весь срок, и весь мир понимал, что это политическое дело, в итоге Путин его помиловал накануне важных событий. Существует отдельная юридическая формулировка «по состоянию здоровья», которая позволяет человеку выйти на свободу. Возможно, президент воспользуется ею, и тогда они отпустят на волю буквально умирающего человека. Улюкаев сильно похудел под домашним арестом, но все-таки он уходил после приговора относительно здоровым человеком, поэтому ему, я думаю, освобождение не светит, а у Никиты такой шанс есть. С другой стороны, он никогда не был близким Владимиру Владимировичу человеком и вряд ли у президента есть к нему особые чувства.

Тяжелое положение Белых обусловлено еще и тем, что ситуация со стороны выглядит очевидной: за столом сидит губернатор, а перед ним разложены десятки тысяч евро. Это мы понимаем, что дело дутое, но большинство наших сограждан не разделяет этого мнения. Меня часто узнают на улицах и спрашивают: «Как же так, что ж у вас Никита?» Ты пытаешься объяснить, а он тебе отвечает: «Да брось ты, видео же есть…» Поэтому и кампанию в защиту Никиты очень трудно организовать - он не получит поддержки. Ему пишут письма поддержки жители Кировской области, но все настолько искажено постоянным враньем, что в письма трудящихся уже никто не верит.

Один читатель даже написал мне про Никиту - «и за Boeing пусть ответит!»

Есть еще одна важная вещь: многие осуждали Никиту за то, что он пошел во власть. В соцсетях пишут: «Так ему и надо, нехрен было на двух стульях сидеть и с бандитами иметь дело», один читатель даже написал мне про Никиту: «И за Boeing пусть ответит!» По моему мнению, можно относиться к власти как к преступной - к ней существует масса обоснованных претензий, - но это не значит, что каждый работающий в системе - преступник.

Даже во время Нюрнбергского трибунала два рейхсминистра были оправданы. Нельзя всех мазать одной краской лишь оттого, что наша страна, к нашему глубокому стыду и сожалению, развязала агрессивную войну против Украины и совершает другие ужасные поступки. При любом режиме из крана должна идти вода, и желательно не только холодная, но и горячая. При любом режиме надо, чтобы в больнице были лекарства и врачи оказывали людям помощь. Когда принималось решение о назначении Белых, мы довольно интенсивно с ним общались, и я знаю, что он шел во власть не чтобы воровать. Ему было интересно попробовать что-то сделать, изменить изнутри, а это требует присутствия разумных людей во власти.

Кроме того, есть еще одно важное обстоятельство: в конце 80-х годов на всю нашу великую страну было хорошо если 30-50 человек, которые понимали, что нужно делать, чтобы вылезти из той задницы, куда нас загнали коммунисты за 70 лет своего правления. Именно они составили костяк правительства Егора Гайдара. Сейчас людей, которые знают, что надо делать, конечно, очень много, но очевидно, что даже если пишется программа изменений, состоящая из ста шагов, 90 из 100 действий предприняты не будут, потому что они входят в противоречие с интересами влиятельных и властных людей или даже с личными интересами первого лица страны. Однако 10 шагов пролоббировать можно, и от того, что действия будут совершены, в стране станет жить немножко лучше. Если человек чувствует, что он может сделать жизнь людей немножко лучше, то он обязан это делать, вне зависимости от того, как он относится к президенту, к партии «Единая Россия», к войне в Украине и так далее. Врачи, которые лечили людей в Третьем Рейхе, врачи, которые лечили людей при Сталине, выполняли свой долг. И Никита старался сделать жизнь Кировской области лучше, это очевидно. 

Подпишитесь на нашу рассылку

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google Chrome Firefox Safari